В зоопарке Петербурга майнили криптовалюту

В Петербурге с огромным скандалом сняли с должности директора городского зоопарка Ирину Скибу. В течение многих лет её критиковали зоологи, говоря, что она превратила знаменитый зоопаркв «зверинец XIX века». Только вскрывшиеся в ходе проверки вопиющие факты вкупес подозрениями в хищениях привели к тому, что Смольный наконец-то решил расстаться со своей протеже. А в деятельности руководства зоопарка теперь будут разбираться следователи.

Петербургский зоопарк – один из старейших в России и один из самых северных в мире. Он был открыт ещё в 1865 году и постепенно превратился в один из узнаваемых символов города на Неве. Даже во время блокады зоопарк продолжал работать. Сотрудники умирали от голода, но не позволяли себе брать ни грамма из предназначенной для животных провизии. Следующим периодом тяжелейших испытаний для зоопарка стали 90-е годы, когда финансирование зоопарка было фактически свёрнуто. В результате и звери, и персонал выживали за счёт спонсорской помощи, в том числе от питерской «братвы», которой казалось забавным подкармливать хищников. Потому, когда в 2003 году директором назначили Ирину Скибу, трудившуюся в зоопарке с 1982 года и прошедшую все ступеньки карьерной лестницы начиная с рабочей должности в ветеринарном секторе, а сам зоопарк начал получать регулярную финансовую помощь от городской власти, возникло ощущение, что трудности позади. Увы, оно оказалось обманчивым.

Очень скоро Ленинградский зоо­парк раз за разом начал попадать в крупные скандалы. Осенью 2004 года общественность города встрепенулась после смерти любимца петербургских детишек жирафа Гамлета. По официальной версии он скончался в результате инсульта, по неофициальной – причиной стала жадность администрации. «Зоотехника при замене пола вынудили согласиться на дешёвый аналог специально разработанного для копытных покрытия, на котором жираф, естественно, поскользнулся», – рассказывала бывшая сотрудница зоопарка Марина Бережная. Уволить Ирину Скибу тогда потребовали в музейном совете города. Но проверки закончились ничем, и увольнять директора не стали.

Зато стали увольняться сотрудники зоопарка, которые винили нового директора в некомпетентности и кумовстве. Бывший юрисконсульт петербургского зоопарка Элла Зарецкая в открытом письме к руководству Комитета по культуре рассказывала, что директор поручила составить бизнес-план своему сыну, студенту четвёртого курса экономического факультета. Однако тогда чиновники от письма отмахнулись, тем более что вскоре выяснилось: извлекать доходы из зоопарка Ирина Скиба умеет и без всяких бизнес-планов. «Из-за мировоззрения г-жи Скибы зоопарк превратился в развлекательное коммерческое предприятие. Сейчас в зоопарке главное не животные и сотрудники, а получение прибыли», – жаловались авторы обращения.

Позже появилось новое коллективное письмо против директора, подписанное бывшими сотрудниками. По их словам, была «уничтожена коллекция грызунов, козлов и баранов, которые оказываются «лишними», живыми бросают в клетки к тиграм». В итоге жалобы зоологов на ненадлежащее состояние дел в зоопарке услы­шали в профессиональном сообществе. Надо полагать, они были признаны обоснованными, поскольку Ленинградский зоопарк начал получать баны в различных объединениях. «Зоопарк был понижен в статусе (из действительных членов переведён в ассоциированные без права голоса) в Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАЗА), понижался в статусе в Евроазиатской регио­нальной ассоциации зоопарков и аквариумов. Исключили из Союза музеев России», – перечислял в открытой петиции бывший сотрудник Ленинградского зоопарка Игорь Мальцев. – Зоопарк, по сути, превратился в зверинец XIX века».

С коллегами из Петербурга перестали сотрудничать не только западные, но и многие российские зоопарки, – а это уже было чревато тем, что он не сможет поддерживать в достойном виде коллекции животных: обмениваться, создавать условия для размножения, покупать новые экземпляры. В итоге количество видов животных в зоопарке сократилось с 400 до 200.

Часть морепродуктов, судя по всему, и правда шла на кормление животных. А вот другая часть омаров и устриц, как предполагают правоохранители, использовалась для личных нужд. Недаром все эти деликатесы приобретались не где-нибудь, а в премиальной «Азбуке вкуса»

Тем временем руководство зоопарка, если судить по итогам проверки Контрольно-счётной палаты, пустилось во все тяжкие. Профессионалы с высшей квалификацией получали по 35 тыс. рублей, тогда как зарплата Ирины Скибы составляла около 400 тыс. руб­лей в месяц. И это, похоже, была только видимая часть. Дело в том, что внимание ревизоров привлекла кадровая политика руководства. В зоо­парке существовала огромная текучка, ежегодно оттуда увольняли от 60 до 100 человек – почти половину от всех сотрудников. При этом, как пишет «Фонтанка», директор заключила 280 договоров с 52 физическими лицами, в том числе с сотрудниками зоопарка, «в отсутствие обоснования необходимости выполнения данных работ, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение работ». Кроме того, Скиба устроила главного технолога Александра Князева дополнительно на три должности, а также заключила договор с его сыновьями. В доследственной проверке фигурирует сумма 28 млн рублей. Это, считают полицейские, ориентировочная сумма средств, которые получили сотрудники администрации зоопарка за работу, которая и так входит в их должностные обязанности, но была оформлена по договорам гражданско-правового характера.

Скандальной стала закупка хамелеонов. С 2016 года зоопарк начал массово их приобретать по причине того, что животные массово умирали. При средней продолжительности жизни в 5–10 лет многие хамелеоны не протягивали в Ленинградском зоопарке и полгода. «Мёртвые хамелеоны по каким-то причинам не списывались. А новые покупались за наличку – связи с другими зоопарками у нас утеряны, достать иначе животных трудно», – говорит экс-сотрудница учреждения Наталья Нагаева. При этом дорогостоящие виды постепенно заменялись более дешёвыми, заодно перестала сходиться численность животных. Проверка выявила, что по документам на покупку хамелеонов было потрачено 7,5 млн рублей, при этом некоторые экземпляры стоили около 100 тыс. рублей. Всего было закуплено порядка 80 особей. Однако следствие получило справку у директора Московского зоопарка, которая сообщила, что средняя цена указанных хамелеонов не превышала в момент их покупки 25 тыс. рублей. А 80 особей не удалось насчитать даже с учётом тушек мёртвых хамелеонов, лежавших в холодильниках около года.

В загадочной истории с хамелеонами ещё предстоит разобраться, а вот с закупками живых устриц, гребешков, омаров, крабов и других представителей деликатесной морской фауны, кажется, всё ясно. Часть этих морепродуктов, судя по всему, действительно шла на экспозиции или для кормления животных. А вот другая часть омаров и устриц, как предполагают правоохранители, использовалась для личных нужд. Недаром все эти деликатесы приобретались не где-нибудь, а в премиальной «Азбуке вкуса» – на корм животным их явно можно было купить дешевле у какого-нибудь оптовика. Вишенкой на торте стало обнаружение на территории зоопарка специального оборудования для майнинга криптовалюты. По оценкам питерских СМИ, за ту электроэнергию, которую потребляло оборудование, зоо­парк платил из собственного бюджета. Объём потраченных на это средств следователи ещё не оценили, но он наверняка немаленький.

В целом возникает впечатление, что за 20 лет руководство зоопарка превратило легендарное учреждение в личную кормушку (с учётом омаров из «Азбуки вкуса» – в прямом смысле слова). Потому Ирина Скиба была пусть с трудом и скандалом (отказалась выслушивать приказ об увольнении, сбежала из мэрии и вышла на больничный), но всё-таки уволена. Теперь на место директора назначен Юрий Журавлёв – биолог, руководивший разработкой экспозиций нескольких зоопарков в России и за рубежом. «Первостепенная задача – очистить крайне захламлённые территории – итог многих лет бесхозяйственной деятельности, а также привести в порядок основные здания. Большинство из них нуждается как в косметическом, так и в капитальном ремонте», – рассказывает он о своих планах. Впрочем, разгребать эти авгиевы конюшни предстоит ещё долго.



Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *