Из-за перевозки контрабанды голландский лайнер попал в «чёрный» список Антанты

Морская история богата таинственными и необычными сюжетами. Особенно их много во время мировых войн. Это понятно. Гибель кораблей и судов, перевозящих нестандартные грузы в военное время, происходили гораздо чаще. Эти истории продолжались уже в мирное время, обрастая интересными подробностями. В этой статье мы расскажем о судьбе груза золота, который перевозился на голландском пассажирском лайнере «Тубантия» из Европы в Аргентину в годы Первой мировой войны.

В начале ХХ века Нидерланды входило в число колониальных держав. Небольшое по площади королевство имело колонии в Юго-Восточной Азии, на Африканском континенте и в Южной Америке, а так же и в Карибском бассейне. Самой крупной колонией была Голландская Ост-Индия – сегодняшняя Индонезия, которая тогда обеспечивала голландцам безбедное существование и создавала «подушку безопасности» на случай экономических кризисов. Разбросанные по всему миру колонии требовали надежного транспортного сообщения с метрополией. Поэтому в Нидерландах имелся достаточно большой флот пассажирских и грузопассажирских судов, которые работали на регулярных линиях, на всех океанах планеты.

Голландская судоходная компания «Royal Holland Lloyd» заказала свой новый грузопассажирский лайнер в Великобритании, на судостроительном заводе в Глазго. Новый лайнер получил название «Tubantia». Это был грузопассажирский пароход водоизмещением 14 000 тонн, длиной 170 метров и скоростью хода 17,5 узлов – около 32 км/ч. Он мог перевозить 1 520 пассажиров (250 человек в 1 классе, 230 – во 2 классе и 1 040 в 3 классе). Экипаж лайнера состоял из 294-х моряков. Лайнер предназначался для трансатлантической линии в Южной Атлантике, и должен был работать между Амстердамом и Буэнос-Айресом. «Tubantia» вошла в строй в мае 1914 года. Для компании «Royal Holland Lloyd» был построен однотипный корабль SS «Gelria». В отличие от своего систер-шипа он прошел через две мировые войны и был списан только в 1946 году.

Королевство Нидерланды в Первую мировую войну было нейтральной страной. Учитывая, что тогда правила войны на море соблюдались еще достаточно строго (в отличие от Второй мировой, когда суда нейтральных стран топились противоборствующими сторонами без зазрения совести), владельцы лайнера не стали его снимать с трансатлантической линии. Правда, с самого начала, лайнер попадал во всевозможные скандальные ситуации. В августе 1914 года, «Тубантия» возвращалась из Буэно-Айреса в Европу, имела на борту 500 000 фунтов стерлингов золотом, которые предназначались для лондонских банков. Но большая часть этого золотого груза должен был получить Немецкий банк Лондона. В 3 классе лайнера находились 150 немецких резервистов, которые направлялись на родину, а в трюмах был груз пшеницы для Германии. Судя по всему, англичане были в курсе груза и пассажиров лайнера, поскольку в испанских водах «Тубантию» ждал английский крейсер HMS «Highflyer», который задержал лайнер и отконвоировал его в английский порт Плимут. Резервистов арестовали, золото и пшеницу конфисковали, а «Тубантии» было разрешено идти в Антверпен.

18 октября «Тубантия» села на мель у берегов Великобритании, но тогда всё обошлось. Судя по всему, англичане взяли лайнер под плотный контроль, так как в декабре 1915 года газеты сообщили, что англичане снова задержали лайнер, и конфисковали всю перевозимую на нем почту. США официально высказали озабоченность, так как это был уже третий случай конфискации грузов и почты англичанами с голландских торговых судов. На что власти Великобритании заявили, что на «Тубантии» было обнаружено 4 упаковки натурального каучука и 6 ящиков с шерстью, что было расценено как контрабанда. Характерно, что после каждого задержания лайнер отпускали в голландский порт. «Тубантия» попала в чёрный список нелояльных Антанте кораблей.

15 марта 1916 года «Тубантия» вышла в очередной рейс из Амстердама в Буэнос-Айрес. Лайнер отошел от берегов Нидерландов на расстояние 50 морских миль – около 92 км. Пассажиры парохода чувствовали себя уверенно – они на судне под нейтральным флагом уплывали с континента, охваченного мировой войной. Лайнер был хорошо освещен. На его бортах был нарисован большой голландский флаг. Это было необходимо. «Тубантия» проходила через район, который немцы объявили зоной неограниченной подводной войны, и в котором топились все суда, за исключением идущих под нейтральным флагом. На борту судна находились 360 пассажиров и членов экипажа и 700 тонн генерального груза, в том числе в трюме №4 находились 300 головок голландского сыра. К нему мы ещё вернёмся. В два часа ночи лайнер встал на якорь, чтобы переждать тёмное время суток, и опасную зону проходить днем. То есть «Тубантия» была неподвижна и ярко освещена. В 02-30 вахта заметила идущий наперерез лайнеру пенистый след. Раздался взрыв. Через три часа лайнер затонул. Поскольку в момент атаки «Тубантия» находилась всего лишь в 30 морских милях – около 55 км – от побережья Нидерландов, пассажиры и команда успели сесть в шлюпки и без потерь достичь побережья Голландии. Лайнер затонул на относительно небольшой глубине – 36 метров. «Тубантия» стала крупнейшим нейтральным судном, потопленным во время Первой мировой войны.

Разразился международный скандал огромной силы. Дело в том, что было потоплено судно нейтральной страны, которое пересекало зону боевых действий, неся все опознавательные знаки нейтрального судна. Сначала Германия объявила, что «Тубантия» подорвалась на английской мине. Но, к несчастью для Германии, в одной из спасательных шлюпок был обнаружен осколок немецкой торпеды, по которому был определен её серийный номер. Англичане определили, что атаку провела немецкая подводная лодка UB-13. Понимая, какой взрыв негодования потопление лайнера произведет в Голландии, немцы осуществили, как сегодня говорят, операцию прикрытия. Во-первых, общественности был представлен сфальсифицированный вахтенный журнал UB-13, согласно которому лодка в момент атаки находилась совсем в другом месте, и торпеду с этим номером она выпустила по английскому кораблю за 10 дней до атаки на «Тубантию». Во-вторых, был запущен слух о том, что англичане собираются высадить десант в королевстве и оккупировать его. Последнее было нужно, чтобы «перебить» тему потопления «Тубантии» более страшной новостью. В конце концов, Германия признала ответственность за потопление лайнера, и предложила правительству Голландии компенсацию в размере 300 000 фунтов стерлингов (цена, которую заплатила «Royal Holland Lloyd» верфи за постройку «Тубантии»), но голландцы на эту сумму не согласились. В конце концов, в 1922 году стороны сошлись на 830 000 фунтах стерлингов.

Странно, что после окончания Первой мировой войны владельцы лайнера не предприняли попытки поднять «Тубантию». Ведь это был практически новый лайнер, и лежал он на вполне доступной глубине – 36 метров. Возможно, в «Royal Holland Lloyd» удовлетворились получением страховых выплат и компенсаций от Германии, поэтому они не стали заморачиваться с подъёмом, а просто заказали постройку нового лайнера. К тому же, юридически, после получения страховки они отказывались от своих прав на пароход.

А потом началось самое интересное. Через месяц после того, как страховые компании выплатили страховку за пароход и его груз (то есть с юридической точки зрения пароход стал ничейным), на месте гибели лайнера появилась отлично оснащенная экспедиция, состоящая из трех французов и англичанина. Их базой было быстроходное судно «Темпет». Семь месяцев, с мая по ноябрь 1922 года, до осенних штормов, водолазы пытались проникнуть в трюм №4, благо небольшая глубина этим попыткам особо не препятствовала. На следующий год, уже в апреле, «Темпет» снова появился в районе гибели «Тубантии». Но уже через неделю спокойным поисковым работам пришел конец. У «Темпета» появился конкурент. Небольшое судно «Семпер Паратус» встало на якорь практически борт о о борт с «Темпетом» и то же начало проводить спуск водолазов. Водолазы со второго судна устремились к трюму №4. Необходимо пояснить, что тогда акваланг еще не был изобретен, и водолазы работали в классической «трехболтовке» – прорезиненном комбинезоне с круглым шлемом, крепящимся к вороту комбинезона на трех болтах. Такой водолаз был связан с базовым судном воздушным шлангом, телефонным кабелем и страховочным тросом. Надо ли говорить, что наличие нескольких водолазов в одном месте сильно осложняло их работу. Тем более, что вторая команда вела себя крайне агрессивно. Над районом работы водолазов «Темпета» проходили моторные лодки, которые буксировали на тросах небольшие якоря-кошки. Они волочились по дну, и если им попадался шланг подачи воздуха водолаза, они разрывали его. Кроме этого, они срывали сигнальные буи, устанавливаемые нал местом работ. «Темпет» ушел с места работ, но только за тем, чтобы руководители экспедиции обратились в Адмиралтейский суд. В суде встали на их сторону, и «Семпер Паратус» ушел из района поисков. Но получилось так, что и первая экспедиция, истратив 40 000 фунтов стерлингов, тоже закончила поисковые работы. Восемь лет лайнер спокойно лежал на дне.

Но в 1931 году история повторилась. К месту гибели «Тубантии» отправилась очередная экспедиция, на этот раз из Великобритании на судне «Риклеймер». Водолазы этой экспедиции тоже устремились к трюму №4, где, по судовым документам находились 300 головок голландского сыра. Эта экспедиция проработала один сезон. Когда «Риклеймер» уходил от места потопления лайнера, с него по радио была передана радиограмма: «Никакого золота на «Тубантии» не обнаружено». Вероятно, радиограмма была передана спонсору экспедиции. После этого, слухи стали активно распространяться по всей Европе. В конце концов, была сформулирована версия, хотя, по понятным причинам, подтвердить её документально не получится. Золото на лайнере было. Называют даже сумму – золотые монеты на сумму около двух миллионов фунтов стерлингов. Но, ни капитан, ни команда, ни тем более пассажиры не подозревали о его нахождении. Золото перевозили контрабандно, спрятав его в головки с голландским сыром. Был и второй вариант. Перевозили 300 слитков золота, каждый из которых был помещен в головку голландского сыра. Наиболее вероятным рассматривался вариант перевозки немецкого золота в Аргентину. Так как это была государственная контрабанда, то круг посвященных был узок, что не давало распространиться информации.

До сих пор неизвестно, было ли на «Тубантии» контрабандное золото, или нет? Было ли это золото германским, или это была криминальная контрабанда? Если золото всё-таки существовало, то ирония судьбы заключалась в том, что такая сложная операция немецких спецслужб сорвалась из-за атаки командира немецкой подводной лодки на пароход нейтральной страны, который в ночное время стоял на якоре, и был ярко освещен, чтобы показать свою национальную принадлежность. Кстати, до сих пор не ясна судьба командира UB-13. Гипотезы и предположения не были ничем ни подтверждены, но и никем не опровергнуты. Если золото было, оно до сих пор находится на дне Северного моря.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *