Мутная налоговая система в Свердловской области разоряет бизнес и бюджет региона

Переход на налогообложение исходя из кадастровой (рыночной) стоимости объекта недвижимости, начавшийся два года назад, полностью завершится к 2020 году. Его причина, как поясняли разработчики, сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Между тем, при всей благой цели в реальности новая система способна привести к рискам банкротства малого и среднего бизнеса и потерям миллиардов рублей из бюджета. К таким выводам пришла рабочая группа «Честная и эффективная экономика» Свердловского регионального отделения движения Общероссийский Народный фронт (ОНФ).


Фото: XboxNews

По мнению экспертов ОНФ, главная задача которого – борьба с коррупцией и контроль деятельности губернаторов, методы чиновников в реализации новой налоговой политики в Свердловской области заведомо создают условия для недобросовестной конкуренции.

«Черная метка» для конкурента

Согласно исследованию свердловского ОНФ, оказавшегося в распоряжении редакции «Журналистского контроля», начиная с 2015 года правительство Свердловской области утверждает особые перечни объектов торгово-офисной недвижимости – «чёрные списки». По ним налогообложение ведется исходя из кадастровой стоимости, тогда как остальные объекты по непонятной причине облагаются налогом по «старой» инвентаризационной стоимости в соответствии с постановлениями правительства Свердловской области №1265-ПП от 30.12.2014, №1217-ПП от 28.12.2015, №574-ПП от 26.11.2016, №880-ПП от 30.11.2017.

Вследствие этого собственники помещений отдельных объектов из «черных списков» уже в 2015 году получили двойной «подарок»: одновременный переход на кадастровую стоимость и рост ставки налога на имущество. Для физических лиц и ИП она составила 2% от кадастровой стоимости, а для юридических – 1%. В результате этой двукратной разницы налог на имущество для физических лиц вырос в 20-25 раз, а для юридических – в 10-12 раз. Кстати, в таких, мягко говоря, неравных условиях оказались собственники даже в одном и том же торгово-офисном центре (ТОЦ). Иначе как сознательным культивированием недобросовестной конкуренции такое решение назвать сложно. А сколько малых и средних предприятий в Екатеринбурге обанкротятся из-за пресловутых 2% от кадастровой стоимости, чиновникам, видимо, все равно.

Вот конкретный пример. Собственникам помещений в свердловском ТОЦ «БУМ» ФНС начислила налог на имущество за 2015 год из расчета 103 рубля за квадратный метр. Эти налоги были оплачены. Но в 2017 году ФНС выставила новые суммы налога за тот же 2015 год: уже из расчёта 2 530 (!) рублей за квадратный метр. То есть в повторно выставленном налоговом требовании сумма выросла в 25 раз! Столь резкий рост налога на имущество стал шоком для собственников офисно-торговой недвижимости, попавших в «черные списки». Для прочих же объектов города и области налог на имущество начисляется по старинке и составляет сущие копейки.

Смягчить негативные последствия исполнения налоговиками постановлений областного правительства имели право органы власти муниципального образования «город Екатеринбург». Власти могли принять специальное решение о дифференцированных ставках налогообложения на имущество с постепенным их увеличением в течение 4-5 лет. Однако до сих пор Екатеринбургская городская дума этого не делает и не собирается. Тогда вопрос: а с какой целью Правительство Свердловской области решило повышать налоги выборочно, дискриминируя одних предпринимателей и раздаривая льготы другим?

С кем вы, мастера «независимой» оценки?

Эксперты ОНФ отдельно заинтересовались установлением кадастровой стоимости объектов с привлечением якобы независимых оценщиков. По их наблюдениям, в Екатеринбурге сложилась «совершенно недопустимая ситуация», когда кадастровая стоимость помещений в очень схожих торгово-офисных центрах (ТОЦ), используемая при расчёте налога на имущество, «отличается в сотни и даже в тысячи раз».


Расчет налога на имущество исходя из утвержденной кадастровой стоимости по отдельным торгово-офисным центрам г. Екатеринбурга (по состоянию на 31.12.2017 года)

Как видим, с одних ТОЦ бюджет получает столь мизерную сумму, что фактически можно считать, что они вообще освобождены от уплаты налога на имущество. В то же время с других ТОЦ «дерут три шкуры», и предприниматели-собственники, работающие в них, разоряются. При этом даже такой высокий налог с ТОЦ, попавших в «черные списки» правительства Свердловской области, не может компенсировать выпадающие доходы консолидированного бюджета.

Думаете, был бы возможен столь значительный разброс в кадастровой стоимости практически аналогичных торгово-офисных центров Екатеринбурга без наличия здесь коррупционной составляющей в виде преступного сговора между «независимыми оценщиками» и чиновниками? – спрашивают активисты ОНФ.

А вот примерный расчет потерь бюджета Свердловской области. Допустим, что для ТОЦ в п.п.8 и 9 в предыдущей таблице установлена справедливая кадастровая стоимость. Примем размер средней кадастровой стоимости одного кв.м. торгово-офисной недвижимости в 100 тысяч рублей.


Расчет потерь консолидированного бюджета региона вследствие решений, принятых Правительством Свердловской области

Получается, что за четыре года действия постановлений Правительства Свердловской области только по семи указанным в таблице №2 объектам консолидированный местный бюджет недополучил 1 миллиард 065 миллионов 368 тысяч рублей. Вполне возможно, что, если проанализировать ситуацию по всем фактически «освобожденным от налога на имущество» торгово-офисным центрам, потери консолидированного бюджета области вырастут до нескольких миллиардов рублей. Кто возместит их государству? Кстати, сегодня государственный долг Свердловской области составляет 55,5 миллиардов рублей, а в 2018 году власти планируют получить из казны ещё 36. И ведь не спросит казна, кто именно из «независимых оценщиков» рассчитал и кто именно из чиновников утвердил кадастровую стоимость по каждому из объектов, указанных в таблице?

До царя далеко…

Совсем недавно президент Владимир Путин в очередной раз заявил, что до начала 2019 года налоги в России расти не будут. Зачем же Правительство Свердловской области начало изменение налогового режима на четыре года раньше других субъектов РФ? Аналитики ОНФ видят здесь «нарушение не только антимонопольного законодательства, но и базовых конституционных принципов равенства граждан».

Чем чревата авторитарная налоговая политика региона? Она ведет к снижению экономической активности. Так, количество банкротств предприятий в Свердловской области увеличилось почти в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом. Деловая привлекательность региона за этот период упала, инвестиции только в строительство в области сократились почти в 2 раза, а капитал потек за рубеж. У граждан, и особенно в предпринимательском сообществе формируется убеждение в вероятной коррумпированности органов местной власти.

Активисты свердловского отделения ОНФ не исключают формирования в области «колониальной модели экономики», когда сиюминутные и, возможно, небескорыстные интересы ряда чиновников стоят выше задач перспективного социально-экономического развития региона и страны в целом. Вывод экспертов: в области крайне слабо действуют обратные связи, и даже самые сомнительные с правовой точки зрения решения органов власти и их негативные последствия не поддаются коррекции.

Если по примеру ситуации с торгово-офисной недвижимостью переход на налогообложение имущества и для собственников жилья в Свердловской области в 2018 — 2020 г.г. будет таким же грубым и бесцеремонным, и растущая социальная напряженность приведёт к массовым протестам, кто за это ответит?


Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *