«В Киеве делают так, чтобы никто не забывал: он калека»

С киевлянкой Юлией Миронюк, которая вынуждена уже более 10 лет самостоятельно передвигаться на коляске, беда.

Она выпала из нее не где-нибудь, а в самом сердце Киева — на наземном пешеходном переходе на перекрестке Крещатика и ул. Городецкого, который не раз рекламировали власти как самый приспособленный для людей с особенными потребностями и мам с колясками.

Сейчас власти молчат. Эксперты говорят: Киев мало приспособлен для людей на колясках, но в других городах Украины эта инфраструктура отсутствует в принципе.

Лечение на месяцы

О 29-летней киевлянке Юлии Миронюк, которая вынуждена передвигаться на коляске, «Вести» писали 30 августа. Мы тогда провели с ней целый день и убедились: несмотря на заявления властей сделать город безбарьерным, почти везде людям с особенными потребностями очень непросто.

Так, чтобы выйти из дому, Юле приходится вызывать полицию, поскольку самостоятельно выбраться из подъезда, не оборудованного пандусом, она не может. В метро подниматься и спускаться ей помогают сотрудники подземки, в мэрии — охрана КГГА. На реконструированной Почтовой она вообще не смогла ни спуститься, ни подняться к воде. А вот наземный переход на Крещатике возле ЦУМа Юля как раз хвалила.

Переход на Городецкого, именно тот, о котором не раз заявляли власти как об удобном и приспособленном для колясок, оказался для нее недоступным. «Кто там жалуется на плохие дороги и отломанные колеса авто? Вы точно не ездили по тротуарам в инвалидной коляске, — рассказывает нам Юлия. — Более 10 лет я самостоятельно передвигаюсь на коляске и все время внимательно слежу за дорогой, потому что даже небольшая ямка может обернуться бедой. Но в этот день обойти такую ямку сразу за опущенным бордюром я не смогла. Результат: перелом бедра со смещением на левой ноге и сломанные два пальца на правой ноге, а это две-три недели на вытяжке в больнице и кто знает сколько в гипсе. Вот такая цена моей активности и некачественной доступности там, где она должна быть», — говорит нам Юля.

В 29 лет она весит 30 кг и выглядит, как Дюймовочка. Переломы из-за ее хрустальной болезни очень опасны. «К 19 годам у меня было 30 переломов, и то, что я вообще могу сидеть сейчас, — уже достижение», — рассказывает Юлия. Девушка получила образование соцработника, сотрудничает с общественными организациями по защите прав людей с инвалидностью и мониторит доступность города. Сейчас Юля находится в больнице и лечиться ей придется как минимум до Нового года.

«Люди вылетают из колясок каждый день»

«Истории о том, что люди на колясках переворачиваются из-за ям на тротуарах или дорогах, я слышу каждый день. Я и сам много раз выпадал из коляски, просто для меня это не так трагично, как для Юлии», — говорит «Вестям» глава Всеукраинской организации людей с инвалидностью «Группа активной реабилитации» Виталий Пчелкин. По его словам, проблема заключается в том, что даже в новых объектах, которые вводятся в эксплуатацию, строительные нормы полностью игнорируются.

«Проблемы одни и те же. Крутые углы наклона, высокие бровки — выше 4 см, на съездах вечно устанавливают решетки для стока воды или просто оставляют куски асфальта. К примеру, пр. Воздухофлотский, ремонт которого был недавно закончен. Там куча нарушений, потенциально травмоопасных для людей на колясках. О незрячих я вообще молчу», — отмечает Пчелкин.

«Никому нет дела»

Еще одно опасное для инвалидов место — новая Почтовая площадь. Первое, что бросается в глаза, — пандус, угол наклона которого превышает норматив в два с половиной раза и больше напоминает трамплин. А лифты в переходах и метро до сих пор не функционируют в нормальном формате.

«Абсурдность ситуации заключается в том, что для того чтобы лифт сработал, нужно сначала спуститься вниз, вызвать сотрудника, с ним подняться, сесть в коляску и спуститься. То есть если человек может спуститься вниз, то зачем ему лифт? А если человек на коляске путешествует один, он априори не может этого сделать. В лучшем случае ему помогут небезразличные граждане», — отмечает депутат Киеврады Александр Пабат, который сейчас незрячий. И таких мест, по его словам, по городу сотни.

При этом, если спросить у властей, что они делают в этом направлении, они вам покажут гору бумаг и расскажут, что и сколько закупили и установили в этом году. На бумагах вроде бы все нормально. Бордюрный камень на Городецкого, где упала Юлия, был понижен? Был! Лифты для людей с инвалидностью в метро и подземных переходах есть? Есть, но воспользоваться ими не возможно, — Александр Пабат 

«Пандус на Почтовой есть? Есть, хотя вряд ли человек на коляске на него заедет. То есть в принципе все есть. И вишенка на торт — пандус в КГГА. Он тоже есть, но гранитный и заехать на него невозможно! А там дальше еще четыре порога и турникет, который человек на коляске просто не проедет. Получается, что когда мы смотрим по мероприятиям, которые проводит власть, все здорово, но по факту все делается так, чтобы ты постоянно помнил, что ты калека!» — говорит Пабат.

Почему так происходит и комментарии по поводу падения Юлии в самом центре Киева, нам в мэрии не дали. Руководитель департамента соцзащиты Юрий Крикунов, услышав наш вопрос, бросил трубку, а глава комитета безбарьерности при КГГА, по словам помощника, находится за границей и недоступен для разговоров.

Как добиться компенсации от мэрии

Как рассказал адвокат Сергей Войченко, в такой ситуации девушка может рассчитывать на компенсацию только в том случае, если ей удастся доказать, что падение было результатом дефекта дорожного полотна.

«Но это очень долгоиграющая процедура. Необходимо получить вывод полиции и строительной инспекции. Поэтому я бы советовал обратиться с заявлением в КГГА, чтобы они сами проверили этот участок дороги. И если будет доказано, что дорога дефектная, Юлия сможет получить компенсацию на лечение и реабилитацию», — отметил Войченко.


Автор: Геннадий Фролов

Геннадий Фролов - один из основателей STC TV и уж совершенно точно основатель интернет-редакции нашей новостной компании. Фролов - старший сотрудник, чьи советы и опыт незаменим для всего коллектива. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *