В 1949 году происходили ожесточенные бои между английским флотом и китайской береговой артиллерией

Сразу после 1945 года опустошенным войной странам казалось, что кошмар войны закончился. Конечно, в штабах планировались новые войны, но все планы были под грифом «секретно». Тем более, что в конце 40-х годов ХХ века на планете практически не было вооруженных столкновений. Исключение составлял Китай, где разворачивался последний акт противостояние Гоминьдана, возглавляемого Чан Кайши и коммунистической партии во главе с Мао Дзедуном.

Итог известен – сторонники Гоминьдана закрепились на острове Тайвань. Но мало кто знает, что Великобритания умудрилась открыто вклиниться в этот конфликт, что выразилось в ожесточенном сражении между английскими боевыми кораблями и китайской артиллерией на реке Янцзы в 1949 году. В этой статье мы расскажем об этом.

Особенностью ситуации в Китае в то время было то, что, с одной стороны, гражданская война между националистической и коммунистической партиями входила в заключительную стадию, а с другой стороны, колониальные державы еще не осознали, что «эпоха канонерок» в Китае закончилась. Всю первую половину ХХ века на реках Китая, в основном на Янцзы, присутствовали речные военные корабли Великобритании, США, Франции, Италии, Германии (до 1918 года), Японии. Термин «Патруль на Янцзы» стал нарицательным. Об этом обязательно будет одна из статей. После 1945 года, военные из этих стран еще не совсем осознали, что продолжения «Патруля на Янцзы» уже не будет.

Китайская береговая оборона (не морская, а именно речная) на Янцзы была создана с единственной целью – не дать военным флотам бывших колониальных держав свободно оперировать на реке. Китайцы хорошо усвоили урок 1928 – 1929 годов, когда Амурская флотилия СССР уничтожила Сунгарийскую флотилию белокитайцев. Разгром в значительной мере стал возможен потому, что в составе Амурской флотилии входили специально спроектированные бронированные реечные мониторы типа «Шквал», которые не только подавляли своей артиллерией береговые батареи и канонерские лодки противника, но и были устойчивы к ответному огню. Все речные корабли «Патруля на Янцзы» были легко бронированы, и успешно несли службу только потому, что не встречали серьезного сопротивления со стороны вооруженных сил Китая. Поединок боевого корабля и береговой батареи на море существенно отличался от подобного поединка на реке. Бой не реке, как правило, происходит на небольшой дистанции, и броневая защита играет очень большую роль.

После окончания Второй мировой войны Королевский флот Великобритании, хотя и сохранил в строю большое количество кораблей, уже не мог соответствовать статусу «Владычицы морей». Командование флота приступило к выработке задач и приоритетов в новой обстановке. Но имперские амбиции не исчезли, и задачи были сформулированы схожими по сравнению с 1905 и 1939 годами. Было объявлено, что интересы Британии находятся во всех океанах планеты. В соответствии с этим, в 1945 -1947 годах началось воссоздание системы базирования Королевского флота по всему земному шару. Планировалось создать и специализированную речную флотилию на реке Янцзы. В её состав должны были войти мониторы, канонерские лодки и бронекатера. До 1939 года на реке действовали 13 британских канонерских лодок. В качестве временной меры хотели восстановить уцелевшие во Второй мировой войне 5 речных канонерских лодок, но от этой затеи пришлось отказаться – все речные корабли были сильно изношены.

Но самое главное, что не учли англичане – Китай стал другим. Обе стороны гражданской войны – и националисты, и коммунисты заявили, что они не допустят нахождения иностранных военных кораблей на главной реке страны. Никто не хотел уступать. Конфликт стал неизбежен. Правда, опытная колониальная держава сумела продавить решение о вводе нескольких кораблей с правительством Гоминьдана. Предлог был обычным – защита британской дипломатической миссии в Нанкине. Этот город, расположенный в 240 км от устья, был в период с 1927 по 1949 годы (с перерывом на японскую оккупацию 1937 – 1945 годы) столицей Китая под властью Гоминьдана. Осенью 1949 года фрегат ВМФ Австралии HMAS «Shoalhaven» пришёл в Нанкин с целью охраны посольства Великобритании.

В январе 1949 года адмирал Патрик Бринд, командующий силами стран Содружества на Дальнем Востоке принял решение по организации демонстрации силы, чтобы остановить продвижение коммунистических сил в борьбе с Гоминьданом. Суть приказа заключалась в том, что крупные корабли английского флота должны были войти в Янцзы и подняться до Нанкина. Англичане понимали – дни Гоминьдана сочтены. Было принято решение об эвакуации граждан Великобритании из Китая. Английские военные считали, что присутствие боевых кораблей на реке заставит НОАК (Национально-освободительная армия Китая) не препятствовать эвакуации граждан Великобритании. Было сделано несколько рейсов. После последнего, когда все английские корабли вернулись в Шанхай, в Нанкине остался австралийский фрегат HMAS «Shoalhaven» .

Наступление НОАК продолжалось. В начале апреля 1949 года коммунистические войска вышли к Янцзы. Руководство Гоминьдана проинформировало англичан, что оно не может гарантировать безопасность английским военным кораблям, и «… дальнейшее присутствие в этих водах военных кораблей Британского Содружества осуществляется на их страх и риск…». Адмирал Бринд был вынужден отозвать австралийский фрегат. Но сделал он это только потому, что Австралия дала разрешение на ввод своего корабля только для гуманитарных операций. Бринд был классическим адмиралом колониальной эпохи, и просто не мог позволить, чтобы корабли Её Величества так бесславно ушли. Поэтому австралийский фрегат был заменен английским эсминцем HMS «Consort». А его должен был сменить фрегат HMS «Amethyst».

Для понимания произошедшего после, надо рассказать о фрегате HMS «Amethyst». С началом Второй мировой войны и действий немецких подводных лодок, английские адмиралы осознали, что в Королевском флоте катастрофически не хватает кораблей эскорта. В составе ВМФ Великобритании было много эсминцев, но эти «универсальные солдаты» были нужны везде, количество конвоев через Атлантику и по всему миру резко увеличилось, а ситуация, когда караван из 20-30 транспортов охраняли 2-3 эскадренных миноносца означал его полную беззащитность, как перед атаками подводных лодок, так и с воздуха. Английские адмиралы проблему решали тремя путями. Во-первых, была проведена массовая мобилизация многочисленного рыболовного флота страны. Бывшие траулеры становились тральщиками и противолодочными кораблями. Во-вторых, на базе проектов тральщиков и китобойцев строились серии противолодочных корветов. И, в-третьих, был построен десяток типов противолодочных кораблей класса эскортный миноносец и фрегат. Это были океанские корабли с неограниченной мореходностью, водоизмещением две – три тысячи тонн, вооруженных 4-6 100-мм универсальными орудиями, 40-мм и 20-мм зенитными автоматами, противолодочными бомбометами «Хеджехок» и глубинными бомбами. Такие корабли имели радиолокатор и гидроакустическую станцию. Во второй половине войны, например, каждый конвой через Атлантику, охраняли 2-3 эсминца, 4-6 эскортных миноносца и фрегата и около 10 вооруженных рыболовецких судна. Такой конвой был уже сложной целью для Кригсмарине. HMS «Amethyst» относился к фрегатам типа «Black Swan» «Чёрный лебедь». Всего с 1938 по 1946 годы было построено 33 корабля типов «Black Swan» и «Modified Black Swan» В английском флоте они прослужили до 1967 года, во флотах других стран – до 70-х годов ХХ века. Важно понимать, что этот эскортный корабль брони не имел.

Англичане знали, что силы НОАК планируют форсирование Янцзы, и уже начали подготовку к этому. Что интересно, командир фрегата получил вполне однозначный приказ – в гражданскую войну не вмешиваться, огонь открывать только для самообороны. Вероятно, в штабах всё-таки понимали, что противолодочный фрегат – не самый лучший вариант для ведения речного боя.

Шла война, поэтому навигационная обстановка на реке была сложной. Поэтому «Аметист» шел только днем, а ночью отстаивался на якоре. Днем 19 апреля фрегат стал на якорь в районе Цзянъинь (Jiangyin) недалеко от боевых кораблей Гоминьдана. Более того, ночью командир фрегата отдал приказ о светомаскировке, благодаря чему складывалось впечатление, что английский фрегат сотрудничает с националистами. Утром «Аметист» продолжил свой путь вверх по реке, однако скоро подвергся обстрелу коммунистической артиллерии. На фрегате сразу подняли большой флаг Великобритании и несколько белых флагов, показывая нейтральный статус корабля. Но фрегат курса не изменил, и артиллеристы НОАК продолжили обстрел. Через некоторое время «Аметист» вошел в узкую часть русла Янцзы, и попал под прицельный огонь, который велся с небольшой дистанции. Первый снаряд попал в отсек рулевого управления, два следующих в рубку и мостик фрегата. Командир отдал приказ на открытие огня. Артиллеристы НОАК достигли 53 попаданий в «Аметист». Смертельно раненый командир приказал покинуть корабль и высаживаться на южном, не подконтрольном коммунистам берегу Янцзы. Приказ смогли выполнить только 60 моряков, так как китайцы открыли шквальный огонь по людям, находящимся в воде. «Аметист» сел на мель, артиллерия НОАК прекратило огонь. Как представляется, китайцы видели эвакуацию части экипажа, и посчитали, что корабль полностью выведен из строя. С фрегата была дана радиограмма: «…находимся под сильным обстрелом, имеем много убитых и раненых, командир смертельно ранен, командование принял раненый заместитель командира». Ранее мы говорили о советско-китайском инциденте 1928 года на Амуре. Тогда в подобной ситуации советские корабли прорвались, но это были специально созданные, хорошо бронированные мониторы. В 1949 году китайским артиллеристам противостоял небронированный противолодочный фрегат.

Радиограмму с фрегата приняли в трех местах: в Шанхае, в Гонконге и на эсминце HMS «Consort», который на скорости 30 узлов (что было безумием на такой сложной для навигации реке, как Янцзы) двинулся на помощь. Через полтора часа он подошел к сидящему на мели фрегату и открыл огонь по береговым батареям НОАК. Калибр орудий эсминца был соизмерим с орудиями фрегата (114-мм и 100-мм). Оба были без брони, поэтому исход артиллерийской дуэли был предсказуем. Из четырех орудий были выведены из строя два, разрушена гидравлика рулевого управления эсминца. Корабль был переведен на аварийное управление. Китайским артиллеристам удалось добиться 56-и попаданий в эсминец. Командир «Консорта» принял единственно правильное решение – он вывел эсминец из боя и продолжил движение вниз по реке к Шанхаю. Главное сражение было впереди…

Продолжение следует



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *