В 1977 году английская подводная лодка незаметно следила за авианесущим крейсером «Киев»

Во времена «холодной войны» каждая сторона прикладывала максимум усилий, чтобы добыть интересующую её информацию. Подчас для этого приходилось идти на весьма рискованные манёвры. Такие операции проводили как советские моряки, так и моряки стран НАТО.

В этой статье мы расскажем, как в 1977 году британская атомная подводная лодка HMS «Swiftsure» S-126, преодолев охранение советского авианесущего крейсера «Киев», приблизилась к нему на расстояние несколько десятков метров для получения ценной разведывательной информации.

Об авианесущих кораблях в советском ВМФ задумывались еще с 20-х годов ХХ века, но всё как-то не получалось. История этих попыток рассказана в статьях «История авианосцев России. Начало» и «История авианосцев России. Эпоха Горшкова» Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков сумел создать в Советском Союзе океанский флот, в составе которого были корабли практически всех классов. Особенно сложно ему было продавить появление в СССР авианосцев. Это было связано с идеологической позицией Политбюро ЦК КПСС, где считали, что авианосцы – это орудие агрессии империализма, и что в СССР авианосцев не может быть по определению. Горшков был инициатором постройки в Николаеве двух противолодочных крейсеров-вертолетоносцев проекта 1123 «Москва» и «Ленинград». Следующим кораблем был авианесущий крейсер проекта 1143 (шифр проекта «Кречет») «Киев» – головной в серии из 4-х единиц. Корабль не имел аналогов в мировых флотах. С одной стороны, «Киев» имел вооружение стандартного ракетного крейсера той эпохи, с другой – на его борту базировались 12 вертолетов семейства Ка-25 (впоследствии Ка-27) и 12 самолетов с вертикальным взлетом Як-38. Недостатком проекта являлось то, что «вертикалки» Як-38 по всем параметрам уступали палубным самолетам, базирующимся на американских авианосцах, но это был первый проект отечественного авианосца, как бы его не называли официально. Забегая вперед, скажем, что «Киев» прослужил столько, сколько существовал Советский Союз. Авианосец вошел в состав Северного флота и активно участвовал в походах флота – нес боевые службы и участвовал в масштабных учениях ВМФ СССР. Он стал своеобразной визитной карточкой нового океанского флота Советского Союза. В 1993 году, в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, авианосец продали за смешные 1,6 миллиона долларов неизвестной никому компании, и он оказался в Китае (правда, китайцы заплатили за него уже 8,2 миллиона). Корабль отбуксировали в порт Тяньцзинь, где после изучения он стал кораблем-музеем. В 2003 году он стал частью китайского тематического парка «Бинхай», а в 2011 году был переоборудован в отель с сохранением функции музея.

Во второй половине ХХ века атомные подводные лодки входили в состав флотов только 4-х стран. Одной из них была Великобритания. Английские атомные подводные лодки типа «Swiftsure» – это серия из шести атомных многоцелевых субмарин, которые были спроектированы на основе многоцелевых атомных субмарин типа «Вэлиант» и «Черчилль». С 1969 по 1981 годы все шесть лодок были включены в состав Королевских ВМФ. Оставшиеся в строю лодки в начале нулевых прошли модернизацию, но в связи с выработкой ресурса были постепенно заменены на многоцелевые лодки следующего поколения – «Трафальгар» и «Астьют». К 2011 году в строю не осталось ни одной лодки этого типа.

Лодки типа«Swiftsure» активно использовались англичанами в «тихой войне». Иногда случались и ЧП. Так, в 1981 году в водах Арктики произошло столкновение HMS «Sceptre» S-104 с советской атомной подводной лодкой. СССР не раскрыл подробности столкновения. Известно только, что английская субмарина потеряла гидроакустический контакт с советской подводной лодкой за 30 минут до столкновения. В 2008 году HMS «Superb» S-109 налетела на подводную скалу в Красном море. Никто из подводников не пострадал.

Как мы уже говорили, ввод в состав флота в 1975 году авианесущего крейсера «Киев» дал советскому ВМФ новые оперативные возможности. Это понимали и в НАТО. Натовцем было необходимо изучить конструктивные особенности авианесущего крейсера и записать его акустический портрет. За решение этой задачи взялся Королевский флот. Была разработана специальная операция по прорыву английской субмарины через корабли охранения к советскому авианосцу. Выполнить эту задачу должна была одна из новейших на то время многоцелевых атомных подводных лодок английских ВМФ.

Возможность для проведения операции появилась в апреле 1977 года. Тогда Северный флот проводил большие учения «Север-77», в которых принимал участие и авианесущий крейсер «Киев». Надо сказать, что в водах Северной Атлантики у берегов Норвегии, недалеко от Кольского полуострова и находящихся там баз, постоянно дежурит американская и английская многоцелевые атомные подводные лодки. Такое патрулирование проводилось всю «холодную войну», и, вероятно, продолжается и сегодня. Когда начались учения «Север-77», патрулирование проводила HMS «Swiftsure» S-126. Командир субмарины Джон Спеллер получил приказ найти авианесущий крейсер и собрать интересующие техническую разведку данные. «Swiftsure» была введена в состав флота в 1973 году.

Всё то, о чем мы расскажем в дальнейшем, взято из британских источников. Советская морская историография ничего не рассказывает об этом эпизоде. «Swiftsure» нашла авианосную группу. Действовала ли она по целеуказанию базовой авиации, или английским подводникам повезло, и они сразу вышли на кильваторный след соединения советских кораблей, доподлинно не известно. Факт в том, что лодка начала скрытное преследование авианесущей группы, в которую входил «Киев» и корабли охранения. Несколько часов английская субмарина двигалась за советскими кораблями, постепенно сокращая дистанцию. Главной задачей Джона Спеллера было двигаться строго в кильваторном следе ордера, чтобы находиться в слепой зоне советских гидролокаторов. Кроме того, нужно было тщательно выбирать скорость преследования. С одной стороны, нужно было постепенно приближаться к советским кораблям, с другой стороны – нельзя было идти слишком быстро, чтобы шумом, издающим редуктором турбины, не выдать себя.

В конечном итоге, план удался. «Swiftsure» догнал «Киев», и, находясь прямо под авианосцем, начал сбор интересующей англичан информации. Это было сложно, так как экипаж субмарины должен был тщательно следить за маневрами советского корабля, а иногда, даже предугадывать их. Дело в том, что английская лодка находилась буквально в несколько десятках метров от подводной части авианосца, а столкновение советского корабля водоизмещением 41 000 тонн с подводной лодкой водоизмещением 4 900 тонн не оставляло последней никаких шансов на спасение. Несмотря на все сложности, задача английскими подводниками была успешно решена. Акустики субмарины записали подробный акустический портрет, а через перископ даже сфотографировали винто-рулевую группу авианосца. Правда, качество фотографий, по понятным причинам, было весьма посредственной. После выполнения задачи «Swiftsure», находясь строго в кильватерном следе ордера, стал постепенно отставать. Лодка продолжила патрулирования, а потом вернулась на базу.

Понятно, что эта операция была засекречена, и о ней долгое время не было никакой информации. Удачей была запись акустического портрета советского корабля, это позволило более точно определить ряд технических параметров авианосца, а самое главное, этот портрет был внесен в память компьютеров всех подводных лодок НАТО. Англичане утверждают, что все время, которое было затрачено на поиск, слежение, сближение и отход, лодка не была обнаружена советскими кораблями. Но, по некоторым английским источникам, гидроакустический контакт с «Swiftsure» кораблями охранения все же был установлен и поддерживался какое-то время. Почему советские противолодочные корабли при этом не предприняли попытку выдавить английскую подводную лодку из ордера – вопрос открытый.

Такая история не уникальна. Советские подводные лодки так же проникали через охранение ордера к американским авианосцам. Об этом есть рассказы советских подводников. О некоторых таких операциям мы обязательно расскажем. «Холодная война» хранит ещё немало тайн.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *