Через два года после знаменитой катастрофы, трагедия с трансатлантическим лайнером повторилась

Все знают о катастрофе, в результате которой погиб трансатлантический лайнер «Титаник». Она произошла в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Тогда погибли от 1495 до 1635 человек. Но немногие знают, что через два года, в мае 1914 года при схожих обстоятельствах – только вместо айсберга был норвежский грузовой пароход «Сторстад» – погиб канадский трансатлантический лайнер «Императрица Ирландии». Количество жертв второй катастрофы составило 1014 человек.

Начавшаяся Первая мировая война стёрла из памяти вторую жуткую катастрофу начала ХХ века. В этой статье мы расскажем о трагедии, произошедшей на реке Святого Лаврентия.

За всё время существования пассажирских перевозок через Атлантический океан, кроме 5-6 судоходных компаний, составлявших «высшую лигу», которая боролась за право обладать «Голубой лентой Атлантики», активно работали полтора десятка компаний, составлявших «вторую лигу». Дело в том, что «Гранды Атлантики» (как рекордсмены, так и лайнеры с более скромными характеристиками) работали на четырех маршрутах – Саутгемптон, Гавр, Куксхафен, Генуя – Нью-Йорк. Но существовал еще десяток портов на обоих континентах, из которых выходили пассажирские суда, перевозящие людей через Атлантический океан.

В 1904 году по заказу канадской судоходной компании «Canadian Pacific Steamships» в Шотландии заложили два новых трансатлантических лайнера, которые должны были работать на линии Квебек – Ливерпуль. Новые лайнеры назвали «Empress Of Britain» («Императрица Британии») и «Empress of Ireland» («Императрица Ирландии»).

«Императрица Ирландии» была построена в 1905 году. Эти две «Императрицы» были одними из самых больших лайнеров компании «Canadian Pacific Steamships». Водоизмещение лайнеров составляло 14 200 тонн, длина 174 метра, скорость хода 20 узлов (около 37 км/ч). Они брали на борт 1 580 пассажиров, 300 из которых размещались в первом классе, а остальные – во втором и третьем. По комфорту эти лайнеры вполне соответствовали «высшей лиге», но по понятным причинам в борьбе за «Голубую ленту» участия не принимали. Пассажиров привлекали не только комфортом. На лайнерах показывали кинофильмы (напомним, что суда начали работать в 1905 году!), и выпускалась бортовая газета. Рейс Квебек – Ливерпуль занимал 6 суток. Лайнеры пользовались большой популярностью. «Императрица Ирландии» за 6 лет службы перевезла около 118 000 пассажиров.

Что интересно. После гибели «Титаника» на лайнерах было установлено дополнительное спасательное оборудование. Судно укомплектовали 2 212 спасательными жилетами (на всех пассажиров и членов экипажа) и 36 спасательными шлюпками с суммарной вместимостью 1 866 человек. Экипаж каждый месяц проводил тренировки по спуску шлюпок на воду. С формальной точки зрения, были учтены все уроки «Титаника». Как показала жизнь – не все.

Официальное название лайнера начиналась с букв RMS (Royal Mail Ship – Королевское почтовое судно). Это значит, что у судна заключен контракт с королевской почтой на перевозку корреспонденции. В нашей истории это означает, что перед выходом из реки Святого Лаврентия «Императрица Ирландии» останавливалась, чтобы передать и принять почту со специальных почтовых судов. Кроме этого, перед выходом в свой последний рейс, в трюмы лайнера были погружены 212 серебряных слитков, которые перевозили в Великобританию.

Последний, 96-й по счету, рейс «Императрицы Ирландии» начался по расписанию, в 16-30 по местному времени, 28 мая 1914 года. На борту было 1 477 человек – 1 057 пассажиров (87 в первом классе, 253 во втором и 717 в третьем классе) и 420 членов экипажа. Рейс начался при хорошей погоде. Видимость на реке Святого Лаврентия была отличной. Но ближе к вечеру резко похолодало, и на воде появился туман. Капитаном лайнера был известный в Канаде 39-летний капитан Генри Джордж Кендел, уроженец пригорода Ливерпуля и потомственный моряк, который к моменту катастрофы ходил по морям 25 лет.

Лайнер подходил к мысу Фатер. В вечернем небе были отчётливо видны огни двух небольших судов – правительственного пакетбота «Lady Evelyn» «Леди Эвелин» и лоцманского судна «Eureka» «Юрека». «Леди Эвелин» должна была принять почту для Монреаля и передать последние письма в Англию. В 01-30 по местному времени «Императрица Ирландии» остановилась, и к её борту подошла «Леди Эвелин». Перегрузили почту, и с лайнера сошел лоцман Камилль Берние, который потом должен был перебраться на «Юрека». «Императрица» продолжила движение со скоростью 18 узлов. Со стороны побережья Квебека на залив Святого Лаврентия (в том районе река заканчивается и начинается одноименный залив) стал опускаться туман. Капитан приказал снизить скорость до 15 узлов и ушел к себе в каюту. Пароход приближался к океану. У мыса Нок-Пойнт находился буй с газовым фонарем, огонь от которого то исчезал в тумане, то снова появлялся. Вахтенный штурман послал за капитаном.

Как только капитан поднялся на мостик, впередсмотрящий доложил» «По носу вижу топовые огни парохода». Капитан посмотрел в бинокль – визуально расстояние между судами было около 6 миль – 11 км. Он приказал изменить курс на 26 градусов, чтобы безопасно разойтись. Но когда расстояние между судами сократилось до 2 морских миль – менее 4 км – залив накрыла пелена плотного тумана. Кендалл дал самый полный назад и приказал дать три коротких гудка. Из тумана послышался один длинный гудок. Его дал большой норвежский грузовой пароход «Сторстад», который шёл в Монреаль. Он перевозил 11 000 тонн угля в Канаду. Пароход подходил к мысу Фатер чтобы взять лоцмана для движения вверх по реке. На мостике «Сторстада» находился старший помощник Альфред Тофтенес. Как только на залив опустился туман, он вызвал на мостик капитана Томаса Андерсона, который находился в каюте. Поднявшийся на мостик Андерсон увидел топовый и зеленый огонь правого борта большого пассажирского лайнера.

Суда продолжали сближаться. Прямой форштевнь «Сторстада» под углом в 35 градусов ударил в правый борт «Императрицы». Удар пришелся в район водонепроницаемой переборки, на расстоянии 4-х метров от неё. Он был такой силы, что несколько человек, спящих в каютах, были просто раздавлены во сне. После столкновения, капитан лайнера выбежал на крыло мостика и кричал: «Не отходите назад!…Работайте ходом вперед!». Он понимал, что может произойти, когда нос норвежского парохода выйдет из пробоины. К сожалению, в тот момент машина норвежского парохода работала «Полный назад» и переключиться она просто не успевала. Нос «Сторстада» вышел из огромной пробоины площадью около 30 квадратных метров. Течение реки в заливе отнесло «Императрицу Ирландии» на полмили от места столкновения.

Котельные отсеки лайнера были затоплены практически сразу. В 02-06 по местному времени лайнер получил настолько большой крен, что удалось спустить только 4 шлюпки из 36. В 02-15. спустя 14 минут после столкновения, «Императрица Ирландии» с креном ушла под воду. Лайнер затонул в 5 морских милях от лоцманской станции Файзер-Пойнт. В результате катастрофы спаслись только 463 человека (217 пассажиров и 248 членов экипажа), 1 012 человек погибли. Большинство спасенных подобрали шлюпки «Сторстада». В спасательной операции также принимали участие лоцманское судно «Юрека» и пакетбот «Леди Эвелин». Капитана «Императрицы Ирландии» и радиста лайнера подобрала спасательная шлюпка с «Леди Эвелин».

16 июня 1914 года в Канаде началось слушание дела о столкновении и гибели лайнера. Обвинения были выдвинуты капитану и вахте норвежского парохода и капитану пассажирского лайнера. Ситуация была непростой, поэтому в слушаниях принял участие сэр Джон Бигем, один из разработчиков Международного соглашения по безопасности жизни на море 1913 года. Он участвовал в судебных разбирательствах по гибели трансатлантических лайнеров «Титаник» и «Лузитания» – в 1912 и 1915 годах соответственно. О гибели «Лузитании» смотри статьи «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Начало» и «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Итоги».

Вахтенные офицеры обоих судов обвинялись в несоблюдении правил плавания на реках во время тумана. Были допрошены 59 свидетелей. Их показания занимали 612 страниц. Капитан «Императрицы Ирландии» Кендалл утверждал, что снизил в тумане скорость, давал звуковые сигналы, и дал задний ход. По расчетам, лайнер должен был остановиться через 8 минут. Кендалл во всем винил капитана норвежского парохода. Лоцманы, которые в момент столкновения были на борту «Сторстада» утверждали обратное – лайнер скорость в тумане не снижал и шел наперерез «Сторстаду». В начале века положение судов в тумане определялось только его ходовыми огнями, и достоверно понять, кто виноват, у суда не получилось. Тем не менее, канадская «Canadian Pacific Steamships» выиграла дело против норвежской «A. F. Klaveness & Co» – владельца «Сторстада». Норвежскую компанию обязали выплатить 2 миллиона долларов. Она продала нуждающийся в ремонте «Сторстад» за $ 175 000 и объявила себя банкротом. Старшего помощника капитана парохода «Сторстад» Тофтенеса лишили судоводительского диплома на два года. Но через несколько месяцев другая норвежская компания «А/С Маритим» выкупила за эту сумму «Сторстад» и назначила Андерсона и Тофтенеса на прежние должности.

Начавшаяся вскоре Первая мировая война убрала из списка новостей информацию о прошедшем судебном разбирательстве, и в сознании миллионов человек эта катастрофа отсутствовала, хотя профессиональные судоводители изучали её подробности.

Лайнер покоится на небольшой глубине в 40 метров, и летом 1914 года мачты и трубы «Императрицы Ирландии» возвышались над поверхностью моря. Спущенные под воду водолазы сумели поднять все 212 слитков серебра. С тех пор к «Императрице» время от времени спускались водолазы и аквалангисты. В 70-е -80-е годы ХХ века несколько канадских компаний предлагали всем желающим за деньги спуститься и своими глазами посмотреть на останки лайнера. Эту практику прекратили в 1999 году, когда место катастрофы объявили историческим памятником провинции Квебек, и подъём любых предметов с борта лайнера запретили. Сегодня место гибели «Императрицы Ирландии» отмечено специальным красным светящимся буем.

Свой рассказ о катастрофе завершим одним полумифическим фактом. 28 мая 1914 года, перед выходом лайнера в роковой пейс, с него сбежала судовая кошка Эмми, которая жила на нем с момента постройки. Один из стюардов поймал её и вернул на борт, но кошка сбежала снова. Очевидцы утверждают, что видели её, сидящей на причале и смотрящей вслед идущему по реке лайнеру.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *