Как воздушные шары угрожают безопасности сверхдержав

США сбили китайский воздушный шар, облетевший почти всю Северную Америку. Какое оборудование было на нём размещено – ни одна из сторон не сообщает. Да и вряд ли Вашингтон сможет выяснить это наверняка. А Китай молчит по понятным причинам.

Шар появился в небе над Аляской 28 января. Высота его полёта в тот момент составляла 35–40 километров.

Это недосягаемая зона для истребителей-перехватчиков, да и возможность попадания ракеты ЗРК Patriot PAC-2 с заявленной дальностью 100 километров была затруднительна. Президенту Байдену о неловкой ситуации доложили через три дня, когда объект пересёк небо над Канадой и оказался в штате Айдахо. Военные говорят, что не сбивали шар из опасения повредить объекты на земле, но публикуются кадры работы ПВО, правда безуспешной. Американские самолёты «вели» шар над страной ещё более суток, демонстрируя нерешительность что-то сделать. Уничтожен объект был 4 февраля уже над Атлантикой. В тот момент объект опустился на высоту 18 километров, что сделало его уязвимым для истребителя F-22 Raptor (его потолок – 20 километров).

Возможно, этот шар был создан для работы в стратосфере, а к земле снизился, чтобы более детально зафиксировать американские стратегические объекты. В таком случае он демонстративно вёл разведку над территорией США. И тогда можно констатировать, что китайцы нашли одновременно безопасный и дешёвый способ изучения потенциального противника. Но не стоит исключать и официальную версию Пекина, будто шар «сбился с курса» и его «отнесло в сторону ветром». Напомним, что МИД Китая сообщил, что аппарат гражданский и используется «для научных исследований».

Сегодня точно можно сказать только одно – шар был беспилотным. Однако он способен поднимать до тонны груза, а значит, мог нести аппаратуру не хуже любого спутника-шпиона. Можно предположить наличие средств оптического и радиоэлектронного наблюдения. В военных целях такие приборы служат для обнаружения и определения координат сухопутной техники, позиций ракет и артиллерии, радиолокационных станций, позиций ЗРК, аэродромов с точным количеством самолётов и определения их типов и состава вооружений. Также разведку может интересовать расположение минных полей и расписание движения эшелонов военного назначения на железнодорожных узлах. Но если шпионское оборудование и было, то наверняка оснащено функцией самоподрыва. А так как обломки были разбросаны с высоты 18 километров, найти и идентифицировать их будет очень непросто.

Уже долгие годы воздушные шары практически не используются в военном деле. Их вытеснили самолёты, ракеты и спутники. Однако всё чаще звучит мнение, что технология воздушных шаров имеет определённые перспективы, в том числе для военного применения. Сегодня в России, Америке, Китае и в Европе создаются дирижабли разного предназначения. Аппараты для воздухоплавания получают новое рождение благодаря современным технологиям. К примеру, если раньше оболочку делали из материала на основе резины, то теперь используется более прочная и лёгкая композитная ткань из силовых волокон. Также появились автоматизированные системы управления этими – пока ещё экзотическими – летательными аппаратами.

Самый известный российский проект дирижабля – Au-30. Этот аппарат длиною 55 метров можно было видеть на авиашоу. Ему принадлежит мировой рекорд дальности полётов для дирижаблей такого класса – 626 километров. В качестве военного дирижабля в России рассматривался другой проект – «Атлант». Эти аппараты имели грузоподъёмность 15 и 60 тонн и при этом не требовали никакой инфраструктуры вроде мачт в местах посадки. Однако проект был закрыт в 2018 году. Ходили слухи о разработке стратосферного дирижабля, который по своим возможностям не уступает разведывательным спутникам. Около 13 лет назад в испытательном центре ВВС МО РФ были проведены испытания привязного аэростата для мониторинга обстановки на местности, способного поднимать полтонны полезной нагрузки.

США нашли другое применение воздушным шарам. Их планируется сделать носителями платформ обнаружения гиперзвуковых ракет.

Пентагон уже потратил на этот проект порядка 4 млн долларов, а в 2023-м финансирование должно вырасти почти до 30 миллионов.

Аэростатами планировалось дополнить, а при получении хороших результатов полностью заменить более дорогие в эксплуатации самолёты-разведчики и спутники. Производить эти летательные аппараты поручено компании Raven Aerostar.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Воздушным шарам действительно могут найти широкий круг задач, в первую очередь их планируется использовать для ведения оптической и радиотехнической разведки, выдачи целеуказаний, контроля управления огнём, а также для радиоэлектронной борьбы. Преимущество шара в его умении зависнуть над целью для детального её изучения. Кроме того, при своей довольно большой грузоподъёмности аэростаты незаметны для радаров, поскольку в конструкции используются композитные материалы, которые «не отсвечивают».



Автор: Геннадий Фролов

Геннадий Фролов - один из основателей STC TV и уж совершенно точно основатель интернет-редакции нашей новостной компании. Фролов - старший сотрудник, чьи советы и опыт незаменим для всего коллектива. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *