После крушения судна на Амазонке, пассажиров утягивали на дно большие сомы

Когда люди при крушении судов оказываются в воде, они вынуждены бороться за жизнь с водной стихией. Труднее эта борьба дается не экипажу, а пассажирам судна. В этой не простой ситуации особо сложно бывает, когда человек борется не только с водной стихией, но и с атаками хищных рыб из-под воды. Фактически он беззащитен при таких нападениях. В водах реки Амазонки водится одна из самых хищных рыб на планете – пиранья. Она обгладывает попавших в реку животных до костей.

В этой статье мы расскажем о крушении на Амазонке в 1981 году пассажирского судна, и о печальной участи его пассажиров, подвергшихся атаке хищных рыб.

Амазонка играет важную роль в жизни Бразилии и не только. Бассейн реки расположен в девяти странах южноамериканского континента. Тропические леса Амазонии оставляют людям только два варианта для передвижения – воздушный и водный. Воздушный транспорт не позволяет перевозить большое количество грузов и не все пассажиры могут заплатить за билет. Жители Бразилии, в массе своей не богатые люди. Кроме этого, аэродромы есть только в крупных городах. Пассажирское судоходство на Амазонке существенно отличается от перевозки пассажиров по рекам в СССР – России, в европейских странах и в США и Канаде. Об особенностях речных путешествий в Бразилии смотри статью «На далекой Амазонке» По некоторым данным, по Амазонке ежегодно перевозится несколько миллионов пассажиров. Как и в других странах на речном флоте Бразилии случаются аварии и катастрофы.

«Собрал Сантос 2» построили в 1957 году для компании «Empresa de Navegação Onze de Maio» («Onzenave»). Судно было стальным, с двигателем в 600 л.с. и считалось самым безопасным теплоходом на этом участке реки. Теплоход являлся типичным пассажирским судном, которое эксплуатируется в Бразилии на реке Амазонка. По документам, «Собрал Сантос 2» мог перевозить 500 пассажиров и 200 тонн груза. Сколько таких теплоходов работает на речных маршрутах страны, знают только сами бразильцы. «Собрал Сантос 2» в среднем течении реки обслуживал недельный рейс между городами Манаус (столица штата Амазонас) и Сантарен (город в западной части штата Пара). В 80-х годах ХХ века вопросы безопасности на речном транспорте соблюдались не так строго, поэтому зачастую теплоходы шли с перегрузкой, тем более, что на бразильских пассажирских судах практически нет кают, а пассажиры спят в принесенных с собой гамаках на открытой второй палубе, или коротают время на верхней, третьей палубе.

19 сентября 1981 года «Sobral Santos II» совершал свой обычный недельный рейс. Судно находилось в порту города Обидус. Население городка составляло около 20 000 жителей. Обидус находится на севере Бразилии в штате Пара в 2 000 милях к северо-западу от Рио-де-Жанейро. Теплоход был перегружен. Сколько людей находилось на его борту, доподлинно не известно. Бразильские власти предполагают, что около 500 человек. Капитан сообщил, что судно было вероятно (!) перегружено. Как и все бразильские речные теплоходы, кроме 500 пассажиров, «Sobral Santos II» перевозил и грузы. Капитан Пальярес рассказал журналистам, что судно перевозило «все, что только можно себе представить, включая ящики с пивом, кислородные баллоны и ящики с фруктами и овощами». Как потом узнали журналисты, на борту судна было 6 000 бутылок пива и безалкогольных напитков, мешки с мукой, бобами и рисом. «Собрал Сантос 2» сначала принял на борт 200 тонн груза. Это была его номинальная грузоподъёмность. Потом с теплохода «Emérson» было погружено еще 100 тонн. Завершились погрузочные операции погрузкой ещё 100 тонн груза и около 100 пассажиров с неисправного теплохода «Miranda Dias». Таким образом, на борту «Sobral Santos II» было 400 тонн груза (в два раза больше его грузоподъёмности) и около 500 пассажиров.

Теплоход банально затонул из-за перегруза в порту. Капитан Элио Пальярес сообщил, что «Внезапно «Sobral Santos II» начал набирать воду. Люди стали кричать и бежали в сторону, которая была выше над рекой. Потом судно пошло ко дну». По оценке капитана из 500 человек на борту (повторимся, это ориентировочное количество) выжили 178. Свыше 300 человек погибли. Теплоход затонул на большой глубине, и, по оценкам очевидцев, выжившие пассажиры стали выныривать на поверхность минут через десять. Сразу после затопления было обнаружено всего четыре тела. Об этой катастрофе сообщили все мировые СМИ. Само по себе такая катастрофа – это трагедия национального масштаба. Но самое страшное началось позже.

После того, как «Собрал Сантос 2» затонул, один из дайверов вызвался погрузиться под воду, чтобы осмотреть затонувшее судно. Это было необходимо для работы комиссии, которая должна была установить причину гибели судна. Дайвер находился под водой недолго, несколько минут. Всплыв, он сказал: «Там, внизу, определенно что-то есть, движение воды…». Второй раз погружаться он категорически отказался.

К делу подключились военные водолазы ВМФ Бразилии из 4-го военно-морского округа в Белене. Через два дня после катастрофы они прибыли в Обидус и приступили к работе. Сколько тел и фрагментов тел извлекли аквалангисты, доподлинно не известно. Что интересно. Документы о работе военных водолазов должны храниться в архивах 4-го, или 9-го военно-морских районов. Срок секретности на такие документы 10 лет. Но никаких документов об этой трагедии в архивах ВМФ Бразилии нет.

В 2014 году британский ихтиолог и тележурналист, создатель телесериалов «Речные монстры», «Могучие реки» и «Темные воды», Джереми Уэйд решил выяснить, могли ли рыбы сыграть роковую роль в гибели людей с «Sobral Santos II». Он прибыл в Обидус, и приступил к исследованиям. Уэйд рассматривал возможности ботос (речных дельфинов Амазонки), кайманов и пираней в нападении на людей, оказавшихся в воде. Он пришел к следующему выводу. В водах Амазонки в районе Обидуса водилось огромное количество пирайбы (крупный вид сома) и краснохвостого сома кода росса. В водах около Обидуса они жили не случайно, так как питались отходами местного рыбокомбината, которые сбрасывались в реку. Тонущих людей они посчитали очередной добычей. Уэйд предположил, что эти два вида крупных сомов тянули людей на дно, в результате чего они просто захлебывались. Закончили такое нападение чёрные пираньи и другие мелкие плотоядные рыбы. Свои выводы он изложил в отдельном фильме «Апокалипсис Амазонки» в сериале «Речные монстры».

Через две недели теплоход подняли. Большинство погибших были найдены на судне. Тела их были обглоданы, мягкие ткани выгрызены. Только руки почему то остались нетронутыми.

Удивительно, но власти посчитали причиной катастрофы не двукратный перегруз теплохода, а смещение груза, которое вызвало крен и затопление. Хотя, доля истины в этом была. Дело в том, что ящики с пивом и безалкогольными напитками были просто кое-как поставлены на грузовую палубу и не были закреплены. Когда, при отправлении, пассажиры перешли на один борт (а пассажиров было 500 человек), тяжелый груз то же сместился со своего места на этот борт. Это вызвало крен теплохода, и в конечном итоге, его затопление. «Sobral Santos II» затонул менее, чем за 5 минут.

В Бразилии аварии и катастрофы на реках не редкость, но эта, так, или иначе, затронула почти всех жителей Обидуса. Большинство тел и фрагментов тел захоронены на городском кладбище города. ДНК-тесты тогда не проводились. По оценкам в могилах захоронены останки не менее 200 человек.

Через 12 дней после катастрофы, «Sobral Santos II» был поднят мощным краном «João Pessoa», который подошёл к месту катастрофы. Теплоход продали. Новый владелец Исаак Хамой переименовал судно в в «White Swan». Оно до сих пор работает на Амазонке и сегодня принадлежит компании «Empresa de Navegação AR Transporte». После катастрофы теплоход может перевозить только 232 пассажира и 160 тонн груза. Выводы всё-таки были сделаны.



Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *