Аэродромы стратегической авиации атаковали старые советские беспилотники

5 декабря были атакованы военные аэродромы в Рязанской и Саратовской областях. По данным Минобороны России, украинские аппараты удалось сбить. Тем не менее трое военнослужащих погибли, а два самолёта получили повреждения.

По заявлениям российского Мин­обороны, беспилотники были перехвачены в районе аэродромов Дягилево в Рязанской области и Энгельс в Саратовской области, на которых базируются подразделения дальней авиации. Сначала сообщалось, что в результате падения и взрывов обломками беспилотников «была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолётов». Позже стало известно о гибели трёх военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме в момент атаки, ещё четверо получили ранения.

Утром 6 декабря атаке подвергся аэродром Курск-Восточный, который находится в семи километрах от областного центра. Официально сообщается, что загорелся только нефтенакопитель, а пострадавших там нет. Раньше этот аэродром использовался для совместного базирования гражданской и военной авиации. После начала спецоперации на Украине полёты пассажирских самолётов и вертолётов туда запрещены. На стоянках этого аэропорта сегодня базируются многоцелевые истребители Су-30СМ.

При этом следует учитывать, что атакованы стратегические объекты, занятые в обеспечении ядерного сдерживания. На аэродроме Энгельс сегодня базируются Ту-160 «Белый лебедь» и турбовинтовые «стратеги» Ту-95МС «Медведь». Обычно такие авиабазы имеют многоуровневое и эшелонированное прикрытие силами ПВО. Потому у многих и возникли вопросы относительно того, с помощью каких ухищрений БПЛА смог преодолеть в российском небе почти тысячу километров.

По оценкам экспертов, участвовавшие в атаке беспилотники представляли собой переделанные под ударный вариант советские разведывательные БПЛА Ту-141 «Стриж», созданные ещё в 1974 году. Эти необычные беспилотники настолько раритетны, что их легче найти в музее, чем на вооружении какой-то страны. Небольшая часть «Стрижей» в России до недавнего времени использовалась в качестве мишеней для тренировки расчётов средств ПВО, поскольку в современных условиях больше они ни на что не годятся. Эксперты говорят, что их используют для подготовки молодых расчётов, да и те попадают по ним с закрытыми глазами.

«Мы дали на них незамедлительный ответ массированным ударом по системе военного управления, объектам оборонного комплекса и связанным с ними объектам энергетики Украины. Ни у кого не должно быть сомнений, что так будет каждый раз в случае продолжения актов украинского терроризма», – сказал дипломат Константин Гаврилов на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями.

Изначально эти БПЛА разрабатывались в Харькове, а двигатели для них производили в Запорожье. Как теперь сообщается, украинцы собрали все оставшиеся у них Ту-141 и объединили их в 321-ю отдельную эскадрилью. Также проходили сведения, что после 2014 года украинской оборонке якобы удалось модернизировать «Стрижи» в ударные БПЛА. В качестве боеголовки в головной части беспилотника, где находилась разведывательная аппаратура, разместили 120-килограммовый боезаряд. Также была заменена электроника, отчего «Стриж» получил возможность наведения на цель с помощью системы глобального позиционирования GPS.

Тем не менее главный недостаток остался. Беспилотник всё так же представляет собой огромную цель, которая может быть различима радиолокационными станциями. В частности, в Краснодарском крае расположена надгоризонтная радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж». Она способна обнаруживать баллистические, космические и аэродинамические объекты, в том числе баллистические и крылатые ракеты на расстоянии в тысячи километров. Например, в 2013 году эта станция зафиксировала пуск двух американских баллистических ракет в Средиземном море на расстоянии 1,5 тыс. километров.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Эта история вызывает ассоциации со случаем, который произошёл 35 лет назад, когда немецкий пилот Матиас Руст на лёгком самолёте Cessna 172 Skyhawk пролетел из Гамбурга в Москву и приземлился на Красной площади. Сейчас ситуация ещё более запутанная. Для контроля пусков имеются спутниковая группировка, мощные станции РЛС и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. При этом каждый «Стриж» сам по себе имеет размер с небольшой пассажирский самолёт.



Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *