В Первую мировую войну транспортные субмарины стали крейсерами

Многие представляют подводные лодки только как боевые корабли – с торпедами, минами, ракетами различных классов, иногда с боевыми пловцами. Это представление правильное, но не полное. В истории существовали и коммерческие подводные лодки, которые проектировались и строились как торговые. Первый (и единственный) тип коммерческой грузовой подводной лодки был построен 106 лет назад, в 1916 году.

В дальнейшем, немецкие конструкторы не отказались от идеи транспортных подводных лодок, но это были лодки для транспортировки военных грузов. В этой статье мы расскажем о головной гражданской транспортной подводной лодке «Deutschland».

Первые подводные лодки появились в последней четверти XIX века в разных странах. Где-то они строились в единичных экземплярах, где-то – небольшими сериями. Своеобразный рекорд был поставлен в Российской Империи. В 80-е годы XIX века была построена серия из 50 подводных лодок конструкции Степана Карловича Джевецкого. Они предназначались для обороны портов Балтийского и Чёрного морей. В боевых действиях эти лодки не участвовали.

В Первую мировую войну основные державы вошли с вполне современными по тому времени подводными лодками, способными достаточно долго находится в море и успешно атаковать как боевые корабли, так и транспортные суда. Кайзеровская Германия объявила в некоторых районах мирового океана неограниченную подводную войну против Великобритании. Та ответила морской блокадой Германии. На начальном этапе США оставалась нейтральной страной, и торговля с ней для Германии была важна. Но английский флот блокировал Атлантический океан с востока и запада. На востоке блокада не давала немецким судам выйти из портов Германии, а на западе на подходах к ключевым портам США постоянно дежурили несколько английских крейсеров, задачей которых было задержание немецких кораблей, прорвавшихся в Атлантику. Уже в 1916 году промышленность Германии стала испытывать трудности в поставках необходимого сырья.

Понимая это, немецкие конструкторы предложили необычный блокадопрорыватель – транспортную подводную лодку, которая ходила бы под гражданским флагом с гражданским экипажем. Опыт строительства субмарин у Германии был. Правительство Германии это предложение приняло. Лодка была спроектирована под руководством инженера Рудольфа Эрбаха (Rudolf Erbach). Что интересно, она была построена на средства частных лиц. Это была огромная по тем временам субмарина надводным водоизмещением 1 575 тонн, подводным – 1 880 тонн. Длина субмарины составляла 65 метров, ширина – почти 9 метров, рабочая глубина погружения – 50 метров.

Надводная скорость составляла 10 узлов (18 км/ч), подводная – 5,2 узла (9,6 км/ч). Дальность плавания коммерческой субмарины была огромна – 19 500 км. Эго обеспечивал запас топлива в 200 тонн. Экипаж состоял из 25 человек. Лодка могла брать на борт 750 тонн груза, причем значительная его часть размещалась вне прочного корпуса субмарины. Лодка предназначалась для перевозки особо важных стратегических материалов, ценных грузов и дипломатической почты. Как и другие торговые суда, эти подводные лодки строились под надзором классификационного общества «Германский Ллойд».

Как мы уже говорили, лодки должны была эксплуатироваться под гражданским флагом, поэтому их включили в состав флота известной судоходной компании «Norddeutscher Lloyd Line», которая занималась перевозками в Северной Атлантике. Головную лодку назвали «Deutschland». Флаг над ней был поднят 10 апреля 1916 года. Вскоре вслед за ней вступила в строй вторая коммерческая субмарина – «Bremen». Всего было принято решение о постройке серии таких субмарин. На стапелях находилось в постройке еще шесть лодок, несколько большего водоизмещения – 2 272 тонны.

Капитаном новой коммерческой субмарины был назначен Пауль Кёниг (Paul König). На тот момент ему было 45 лет. До войны он долгие годы командовал торговыми судами. Когда ему предложили стать первым капитаном коммерческой субмарины, он долго думал, но, в конце концов, дал согласие. «Дойчланд» вышла из Бремена 1 июня 1916 года. На борту была дипломатическая почта и 500 тонн груза – концентрированные анилиновые красители для тканей и немецкая фармацевтика. Лодка подошла к острову Гельголанд, где простояла 9 дней. Эта остановка была частью плана. Дело в том, что немцы опасались, что выход лодки из Бремена станет известен англичанам. Кёниг решил перестраховаться, и не пошел через Дуврский пролив, где у англичан был создан мощный противолодочный рубеж. «Дойчланд» обогнула Шотландию с севера. Большую часть времени лодка шла в надводном положении, а когда сигнальщики видели дым на горизонте, субмарина погружалась, и продолжала движение под перископом. Для маскировки движения в надводном положении, Кёниг придумал камуфляж под небольшое парусно-паровое судно. Из брезента была сделана имитация надстройки и дымовой трубы. В нужный момент поджигали ветошь, и из трубы шел дым. На большом расстоянии имитация была полной. В Балтимор подводная лодка пришла 27 июня 1916 года, совершив переход от острова Гельголанд за 16 суток и пройдя 3 800 миль – чуть больше 7 000 км.

Встречавший на входе в Чесапикский залив лоцман был поражен, когда понял, что он должен ввести в порт коммерческую субмарину. Встречные американские и нейтральные суда приветствовали «Дойчланд» гудками. За субмариной следовали несколько небольших пароходов, заполненных американскими журналистами и операторами кинохроники. Выражаясь современным языком, из прихода лодки в Балтимор сделали шоу мирового масштаба.

Представители Великобритании и Франции были крайне недовольны и потребовали от правительства США арестовать «Дойчланд» как субмарину воюющей страны, зашедшей в нейтральный порт. Они не верили в классификационное свидетельство лодки как коммерческого судна. Военно-морское министерство США было вынуждено направить на «Дойчланд» специальную инспекцию, которая подтвердила – лодка – коммерческое судно. На её борту не было никакого вооружения и военнослужащих. Это заявление вызвало сильное раздражение в Великобритании, но сделать Лондон ничего не мог – формально подводная лодка была гражданским судном. Тем не менее, англичане объявили, что считают «Дойчланд» военным кораблем и при встрече с ней, лодка будет потоплена.

10 июля лодка встала к причалу для разгрузки. Место её стоянки круглосуточно охранялось кораблями американской Береговой обороны. Но законы шоу должны были исполняться, поэтому для американских журналистов была организована экскурсия на борт лодки. Более того, в журнале «Scientific American» были даже опубликованы чертежи судна.

15 августа 1916 года «Дойчланд» покинула Балтимор, имея на борту 350 тонн каучука, 343 тонны никеля, 83 тонны олова и полтонны джута. 257 тонн груза располагались вне прочного корпуса лодки. На границе территориальных вод США её ожидал отряд английского флота, состоящий из восьми крейсеров. Но англичане явно не знали, как противодействовать подводному транспорту, и Кёниг благополучно преодолел этот кордон. 28 августа лодка прибыла в Бременхафн, где её экипаж встретили как героев. Во время первого кругового рейса лодка прошла 8 450 морских миль (около 15 650 км), из них только 190 морских миль (около 350 км) в подводном положении. 26 августа 1916 года в рейс ушла вторая транспортная субмарина – «Bremen» под командованием капитана Карла Шварцкопфа. До американского порта лодка не дошла, она пропала без вести в Атлантическом океане. Причину её гибели установить не удалось.

В ноябре 1916 года «Дойчланд» совершила еще один рейс в США. Соединение из восьми английских крейсеров искала в Атлантике коммерческую подводную лодку, но и в этот раз обошлось. Портом прибытия стал Нью-Лондон, расположенный в штате Коннектикут. Груз, стоимостью $ 140 000, включал в себя драгоценные камни, ценные бумаги и лекарственные средства. При выходе из порта в обратный рейс, подводная лодка случайно протаранила и затопила буксир «T.A. Scott, Jr.». Часть экипажа – 5 человек – погибли. Лодка то же получила повреждения, и была вынуждена вернуться в порт Нью-Лондона. Ремонт задержал выход «Дойчланд» в обратный рейс на неделю. Лодка вышла из порта 24 ноября 1916 года, имея на борту 6,5 тонн серебра в слитках. Планируемый на январь-февраль 1917 года третий поход коммерческой подводной лодки не состоялся. Германо-американские отношения резко ухудшились, что вылилось в то, что 6 апреля 1917 года США объявила Германии войну.

Логика войны заставила немецких адмиралов мобилизовать все построенные коммерческие подводные лодки (что было формальностью), и переоборудовать их в подводные крейсера (что потребовало реальных работ). Как мы помним, были заложены восемь коммерческих подводных лодок, «Бремен» пропал без вести во время своего первого рейса в США. Остальные лодки были вооружены орудием калибра 150-мм и орудием калибра 88 мм (на «Дойчланде» и части других лодок установили два 150-мм орудия), двумя 500-мм носовыми торпедными аппаратами с общим количеством 18 торпед. Кроме того, лодки были приспособлены для минных постановок. Увеличили дальность плавания. Теперь она составляла 46 000 км – а это больше длины экватора – 40 076 км. Экипаж лодки в боевом варианте – 56 человек – давал возможность десантировать на захваченные транспортные суда призовые команды.

Всего в строй были введены U-151 «Oldenburg», U-152, U-153, U-154, U-155 «Deutschland»., U-156, U-157. Эти лодки, как боевые субмарины, оставляли двойственное впечатление. С одной стороны, большие размеры позволяли установить на них мощное вооружение – одно 150-мм орудие (это калибр крейсера) и 18 торпед – делали их грозным противником. 150-мм орудия были сняты со старого эскадренного броненосца «Zähringen» «Церинген». С другой стороны – проектировались они как грузовые подводные лодки, и их маневренные характеристики, включая время экстренного погружения, не выдерживали критики. Субмарины были объединены во флотилию подводных крейсеров.

До конца войны, U-155 «Deutschland» совершила три боевых похода, потопив 42 и повредив одно судно. Общий тоннаж потопленных судов составлял 121 328 брутто тонн. Подводные крейсера действовали на океанских коммуникациях достаточно успешно. Что интересно: остановив в океане грузовое судно, наиболее ценный груз перегружали в грузовые трюмы субмарины, и только потом судно уничтожалось. Подводный крейсер U-157 пробыл в боевом походе 139 суток. Напомним, этот поход подводной лодки был в 1917 году! Подводные крейсера несли потери. Кроме пропавшего без вести «Бремена», погибли U-154 и U-156. После поражения Германии, подводные крейсера были переданы странам Антанты. Часть лодок досталось Великобритании, часть – Франции. U-155 «Deutschland» 24 ноября 1918 года была передана англичанам. В 1921 году лодка была продана на металлолом.

Во время Второй мировой войны в Германии возродили идею транспортной подводной лодки, правда в несколько ином качестве. Для снабжения своих подводных лодок, действовавших в Северной Атлантике, топливом и снабжением, были созданы подводные танкеры XIV серии. Немцы называли эти лодки «дойными коровами». XIV серия представляла собой глубокую модернизацию больших океанских лодок IX серии. Фактически эти лодки были специализированными судами снабжения, которые могли передать в любой точке Атлантического океана топливо, торпеды и продовольствие другой лодке. Дальность плавания таких лодок составляла 22 870 км, при этом они были лишены недостатков, присущих коммерческим субмаринам. По своей конструкции это были боевые лодки, которые обладали соответствующими маневренными характеристиками. «Дойная корова» принимала на борт 700 тонн топлива (она могла передать подводным лодкам от 400 до 600 тонн). Этого хватало, чтобы обеспечить боевую деятельность 12-ти субмаринам VII серии в районе Карибского моря, или 5 лодкам IX серии у мыса Доброй Надежды в течение двух недель. Кроме того, лодка могла передать 13 тонн моторного масла, продукты питания, которые хранились в специальных холодильниках и 4 запасные торпеды. На борту этих лодок была мини-пекарня и небольшой лазарет. В строй успели ввести 10 лодок XIV серии. 14 не были достроены.

Продолжение темы транспортных лодок совершенно неожиданно получила в современной России. Конструктора российских подводных лодок предлагают переоборудовать списанные подводные ракетоносцы в подводные танкеры и рудовозы для доставки полезных ископаемых подо льдами Северного Ледовитого океана. Однако эти идеи, периодически появляющиеся в профильных СМИ, пока не вызвали интереса у государства.



Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *