Грузопассажирское судно находилось в эксплуатации 49 лет

Большинство гражданских судов имеют похожие судьбы. Закладка, строительство, спуск на воду, эксплуатация. Иногда продажа другому собственнику. Через определенное время вывод из эксплуатации и разборка. Но иногда судьба наделяет пароходы и теплоходы необыкновенной, насыщенной событиями жизнью. Об одном из таких пароходов, названном при спуске «Император Николай II», и переименованном после революции в «Ильича», мы расскажем в этой статье.

После поражения России в Крымской войне, страна фактически была лишена Черноморского флота. Чтобы как-то обойти ограничения, создали коммерческое пароходство – Российское общество пароходства и торговли – РОПиТ. В мирное время пароходы общества занимались перевозкой коммерческих грузов, а в случае войны они подлежали мобилизации и переоборудовались во вспомогательные крейсера и вооруженные пароходы. Об одном из таких пароходов – «Веста» – смотри статью «Загадка одного боя».

В конце XIX века в Великобритании были заказаны три однотипных грузопассажирских парохода – «Чихачёв», «Королева Ольга» и «Император Николай II». Все суда должны были эксплуатироваться в Чёрном и Средиземном морях. В 1894 году в шотландском городе Дамбартон на верфи «Wm. Denny & Brothers» для РОПиТа заложили последний пароход в серии. Это был большой стальной винтовой двухмачтовый грузопассажирский пароход, водоизмещением 7 785 тонн. Длина нового судна составляла 119 метров, скорость хода 12,5 узлов – около 23 км/ч. Кроме грузов, пароход мог перевозить 61 пассажира 1 класса, 39 пассажиров 2 класса и 245 пассажиров 3 класса. Через год, в октябре 1895 года пароход спустили на воду и назвали «Император Николай II». Портом приписки нового парохода стала Одесса. Немного отвлекаясь, скажем, что после Гражданской войны, только «Император Николай II» остался в стране. «Чихачев» перешел под флаг Франции, «Королева Ольга» – под флаг Турции.

Почти 130 лет, с середины XIX века до 80-х годов ХХ века, одним из главных направлений коммерческого судоходства из Одессы была, так называемая, Ближневосточная линия Одесса – Александрия – Бейрут – Хайфа – Фамагуста – Одесса. По ней перевозились как коммерческие грузы (зерно, продукты питания, керосин и лес), так и пассажиров-паломников по Святым местам Ближнего Востока. 18 ноября 1895 года «Император Николай II» вышел в свой первый рейс из Одессы в Александрию. Работал пароход и на Дальневосточной линии – Одесса – Владивосток. По ней перевозились казенные грузы для армии и казенные пассажиры – солдаты. Гражданских пассажиров было меньшинство.

Первым приключением парохода стал, как сказали бы сегодня, террористический акт. В конце 1905 – начале 1906 годов анархисты совершили несколько террористических атак на пароходы РОПиТ, находившиеся тогда в порту Одесса. В декабре 1906 года кочегар парохода Лаврушин, будучи идейным анархистом, пронес на борт судна взрывное устройство. Взрыв повредил машинное отделение парохода и часть обшивки борта. К счастью бомба была не очень мощная, ущерб был причинен небольшой, но всё равно, пароход пришлось ставить в ремонт – собственно, именно этого анархисты и добивались.

Пароход продолжал работать на Ближневосточной линии. В 1908 году российские производители столкнулись с кризисом перепроизводства. Нужны были новые рынки сбыта. Поэтому властями империи было принято решение о проведении необычной, как сказали бы сегодня PR-компании – организовали выставку товаров из Российской империи. Необычным был формат этой выставки. Её погрузили на пароход, который заходил в порты Восточного Средиземноморья. – в основном, в порты Греции и Османской империи. Роль носителя выставки и товаров на ней выпала грузопассажирскому пароходу РОПиТ «Император Николай II». В рамках этой миссии пароход посетил девять портов в Чёрном и Средиземном море. Дело в том, что в 1910 году в Одессе должна была пройти промышленная выставка. Вот для её «раскрутки» «Император Николай II» и отправился в этот рекламный рейс. 9 декабря 1909 года пароход вышел из Одессы. Первым портом была Ялта, где пароход и выставку на нем посетил Император Николай II . После этого пароход отправился по маршруту Варна – Бургас – Константинополь (Стамбул). В Константинополе пароход несколько выбился из расписания. Дело в том, что борт «Императора Николая II» посетили около 70 000 человек. После Константинополя пароход вошёл в Средиземное море, где посетил порты Салоник, Пирея, Александрии, Порт-Саида и Бейрута. Везде «Император Николай II» оказывался в центре внимания. Итогом этого выставочного рейса стали не только публикации в европейской прессе, но и заключенные контракты. После возвращения парохода в Одессу, в Правительстве было проведено большое совещание о стратегии торговли Российской Империи со странами Ближнего Востока. Неожиданным итогом стало решение об углублении фарватеров в Керченском проливе и на подходе к порту Мариуполь, а также о покупке ледокола для круглогодичной работы мариупольского порта.

1910 год оказался последним мирным годом в Восточном Средиземноморье. Уже в 1911 году вспыхнула итало-турецкая и греко-турецкая войны. Но «Император Николай II» продолжал работу на Ближневосточной линии. Во время Первой мировой войны пароход мобилизовали, и под названием «Военный транспорт №29» он вошёл в состав Черноморского флота. Во время войны пароход занимался перевозкой войск на Чёрном море.

В апреле 1917 года судно в очередной раз переименовали. Пароход стал называться «Вече». В декабре 1917 года экипаж перешёл на сторону Советской власти. Интервенция и гражданская война втянули «Вече» в свой круговорот. В мае 1918 года пароход был захвачен немцами, в ноябре 1918 года – белогвардейцами. В декабре того же года «Вече» перешел под контроль англо-французских интервентов. Но так как старый грузопассажирский пароход им был не очень нужен, то с апреля 1919 года его возвратили в состав белого флота, а потом вернули прежним владельцам. «Вече» поставили в ремонт.

За десять дней до освобождения Одессы частями Красной армии, подпольщики проникли на пароход и открыли кингстоны. Через 15 минут «Вече» опрокинулся на борт и затонул в гавани порта. Это не позволило белым угнать пароход. 7 февраля в Одессе была установлена Советская власть. Пароход подняли, завершили ремонт и переименовали. Теперь он назывался «Ильич»

В 1921 году «Ильич» передали в состав Черноморско-Азовской конторы Совторгфлота. Крупных гражданских судов в Советской России осталось очень мало, их можно было перечислись по пальцам двух рук. «Ильич» продолжал работать на Ближневосточной линии. Большевики вспомнили о «ярмарочном» рейсе парохода. Возник проект еще одной плавучей выставки, причем пароход должен был пройти из Ленинграда в Одессу с заходом в порты Балтийского, Средиземного и Чёрного морей. «Ильич» должен был выйти из Ленинграда весной 1924 года. Но что-то у большевиков пошло не так, рейс отменили. Попытались организовать еще одну плавучую выставку – на этот раз культурную – на лето 1931 года. Но и этот проект был отменен.

В 1929 году пароход отметился в большой политике. Зимой 1929 года «Ильич» совершил секретный рейс. На нем Советскую Россию покинул Лев Троцкий с семьей. Так как уезжал он из страны зимой, вывод «Ильича» из порта осуществлял ледокол. Точной информации об этом рейсе нет. По одним источникам, семья Троцкого уезжала без вещей, налегке. По другим – Троцкий вывез из страны весь свой архив.

Пароход продолжал работать на Ближневосточной линии. Ночью 13 декабря 1931 года «Ильич» вышел из турецкого порта Измир. На борту находилось 2 000 тонн чая – в те годы это был очень ценный груз. Вначале погода благоприятствовала плаванию, но через некоторое время разразился сильнейший шторм силой 10 баллов по шкале Бофорта. «Ильич» находился в Эгейском море, недалеко от острова Сагиб. Сильнейший ветер развернул пароход бортом к берегу и выбросил его на скалы. Был поврежден руль, судно получило несколько сотен больших и малых пробоин. Капитан приказал готовиться к переходу на берег. Было сооружено некое подобие канатной дороги. Пассажиров было мало – всего 16 человек – поэтому команда и пассажиры достаточно быстро и без потерь перебрались на берег. «Ильич» разрушался на глазах, его крен достигал уже 30 градусов. Командир английского судна предложил свою помощь в спасении «Ильича», но от этого предложения отказались, вероятно, по политическим мотивам. Турецкая сторона считала, что спасти пароход не получится, и его надо продавать на металлолом. Советская сторона согласиться с этим не могла, дефицит мореходных торговых судов был огромен, поэтому было принято решение о вызове спасателей из Одессы. Там о посадке на камни парохода узнали только 15 декабря. 18 декабря к месту крушения подошли ледокол «Торос» и буксир «Шалва Элиава». Результат осмотра поразил – водолазы насчитали не менее полутора тысяч пробоин! К 20 декабря ветер стих, волнение море уменьшилось. Пробоины заделали цементными пластырями и чопами. Было принято решение разгрузить пароход. Часть чая намокла и испортилась – её просто выбросили в море, часть оказалась сухой. Её перегрузили на подошедшие суда. К работе подключилось турецкое спасательное судно «Alemdar» «Алемдар». Благодаря совместной работе, «Ильич» был стянут с камней, приведен на буксире в Стамбул, где неделю его приводили в состояние, позволяющее отбуксировать пароход в советский порт. После этого, «Ильич» был отбуксирован в Севастополь, где на Севастопольском морском заводе его окончательно восстановили. После восстановительного ремонта в среде моряков пошла шутка об «Ильиче», который вечно живой.

В начале 30-х годов «Ильич» был уже старым судном, но его спроектировали для дальних морских рейсов, а таких судов в СССР тогда не хватало. Поэтому приняли решение о переводе его на Дальний Восток в состав флота Дальневосточного государственного морского пароходства, для работы на главной линии Советского Дальнего Востока – на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск-Камчатский. Правда, просто уйти из Черного моря не получилось. В 1934 году пароход столкнулся с одесским Воронцовским маяком.

На Дальнем Востоке «Ильич» неожиданно прославился. В те годы в СССР выходил популярный журнал «СССР на стройке». Издавался журнал на пяти языках, и распространялся во многих странах. На обложке одного из номеров был сфотографирован «Ильич». Пароход был красивым судном – с бушпритом и двумя наклонными мачтами, возможно, поэтому он и привлек внимание корреспондента. Кроме этого, 23 мая 1937 года, «Ильич» доставил в Петропавловск-Камчатский первых девушек, которые откликнулись на призыв Валентины Хетагуровой приезжать жить и работать на Дальний Восток, что так же широко освещалось в прессе. В общем, «Ильич» был одним из самых популярных гражданских судов на Тихом океане в межвоенные годы. После ремонта он перевозил 54 пассажира 1 класса, 30 пассажиров 2 класса и 172 пассажира 3 класса.

Во время Великой Отечественной войны «Ильич» не был мобилизован и включен в состав Тихоокеанского флота. Это объяснялось тем, что, формально, СССР не находился в состоянии войны с императорской Японией. Поэтому торговые суда, с нарисованными флагами СССР и надписью USSR на бортах продолжали совершать плавания в порты США за военными грузами как гражданские суда.

17 апреля 1944 года «Ильич» прибыл в американский порт Портленд, где встал на ремонт для замены изношенных котлов. Ремонт был длительным. Через два месяца, пароход неожиданно потерял остойчивость и 23 июня перевернулся и затонул прямо у стенки судоремонтного завода. Погиб один член экипажа парохода. Американцы признали свою вину. Поднимать и восстанавливать судно, которому исполнилось 49 лет, посчитали нецелесообразно. В качестве компенсации за «Ильича», СССР передали два грузопассажирских парохода «в возрасте» «Otsego» и «General W.C. Gorgas». В Дальневосточном пароходстве они были переименованы в «Урал» и «Михаил Ломоносов»

После окончания Второй мировой войны, один из полученных от Германии по репарации пассажирских лайнеров – «Caribia» – был переименован в «Ильич». Судно работало на той же линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Но это уже другая история…



Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *