Дальневосточная авиакомпания «Аврора» Константина Сухоребрика попалась на вольном обращении с бюджетными субсидиями

Пять лет назад Константин Сухоребрик носил взятки тогдашнему сахалинскому губернатору Александру Хорошавину – за покровительство «Аэрофлоту» и собственному бизнесу. Теперь Счетная палата нашла в авиакомпании «Аврора» некорректных расчетов на 1,5 млрд руб. Большая часть может лечь на бюджет. Но бизнес самого гендиректора «Авроры» представлен на разных берегах океанов, ни приговор российского суда, ни ограничения компаньонов-американцев его не коснулись.

Единый дальневосточный авиаперевозчик «Аврора» создан в 2013 году – сначала на базе «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток Авиа» для перевозки пассажиров внутри Дальневосточного федерального округа (ДФО). Потом к ней присоединилось другие региональные компании. Согласно начальным условиям, 49% акций достались правительству Сахалинской области, 51% акций за 1 руб в конце «ковидного» убыточного 2020 года были проданы «Аэрофлотом» АО «Корпорация развития Сахалинской области».

Все это время авиакомпанией руководит Константин Сухоребрик. Все это время просит (и в какой-то мере получает) субсидии на пассажирские перевозки в отдаленных регионах страны. Щедрее в этом смысле федеральный бюджет, Сахалинская область и Приморский край. Жалуется перевозчик на Магаданскую и Амурскую области. «Аврора» базируется в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске. Авиакомпания связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири, выполняет местные перевозки в дальневосточных регионах, летает в Китай, Корею и Японию.

От Covid-19 заболела, вместе с другими авиаперевозчиками, и «Аврора». Финансовые показатели упали. По данным Росавиации, на середину февраля 2022 г. общий парк единого дальневосточного перевозчика состоял из 90 самолетов, 50 из которых – импортные. В аэропорту Якутска в нелетном состоянии, в ожидании запчастей или техобслуживания, которых не хватает из-за санкций, без движения уже стоят несколько самолетов.

Поставки самолетов российского производства из-за санкций тоже сдвинулись: начало поставок планировалось на 2022 год, теперь обещают только в 2024 году.

Для решения проблем «Аврора» привлекает самолеты других авиакомпаний. Кроме того, перевозчик получил финансовую помощь государства. На льготные пассажирские авиаперевозки по 20 маршрутам внутри ДФО в 2021 году из федерального бюджета было выделено 1,23 млрд руб. Этими рейсами в прошлом году воспользовались 62,1 тыс. человек. В 2022 году объем субсидирования «Авроры» вырос в пять раз и составил 5,9 млрд руб. В этом году авиакомпания летает по 36 маршрутам.

Но на днях Счетная палата уведомила правительство о риске завышения бюджетных субсидий «Авроре». Аудиторы подозревают некорректность начисления почти 900 млн руб. помощи в 2022 году, а прежде – выплат на 600 млн руб, совершенных за 2021–2022 годы. Оказалось, при расчете выплат перевозчик указывал стоимость полета на своих воздушных судах, хотя на самом деле частично рейсы выполнялись другими перевозчиками по код-шерингу. Выплаты по ряду рейсов превышали себестоимость, а некоторых не было вовсе. Еще «Аврора» получила деньги за полеты из Красноярска, который формально не входит в программу поддержки.

После начала февраля этого года западные страны начали вводить новые санкции. Ограничительные меры затронули и российскую авиаотрасль. Но Константин Сухоребрик в августе на очередной стратегической сессии единой дальневосточной авиакомпании выступил вполне оптимистично: «В этом году перед нами стоит амбициозная задача по перевозке 250 тысяч человек по 36 социально значимым маршрутам. Есть положительные промежуточные итоги. За шесть месяцев текущего года мы уже перевезли 147 тысяч пассажиров. Дополнительно продано билетов на 62 тысяч человек. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на конец года и уверены, что выполним задачу. Мы делаем верные шаги и движемся к одной цели – обеспечению транспортной доступности ДФО».

В тот же день в СМИ, со ссылкой на Юрия Трутнева, полпреда президента РФ в ДФО, появилась информация о том, что средства единой субсидии, направленные на развитие субъектов арктической зоны, в 2022 году составили более 2,6 млрд руб. и успешно осваиваются. То есть Трутнев от «Авроры» быстро отмежевался.

Дело в том, что в 2017 году глава авиакомпании «Аврора» уже попадал в неприятную историю. Тогда за взятки судили бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, а Константину Сухоребрику пришлось выступить в качестве свидетеля с признательными показаниями о регулярных взятках, которые он в течение трех лет передавал для губернатора за покровительство бизнеса. «Аврора» в то время входила в структуру «Аэрофлота», и эта ежемесячная дань островному губернатору не выглядела вполне естественной. У Сухоребрикака уже в те годы был и собственный бизнес: и связанный с авиацией, и строительный, но суд ему поверил. Дело против самого гендиректора «Авроры» тогда закрыли, приняв во внимание чистосердечное раскаяние. В суде он проходил как свидетель.

Формально «барашки в бумажке» шли в благотворительный фонд «Сахалин – 21 век», рассказал тогда Сухоребрик. Передавать «взносы» следовало в кабинет главы секретариата губернатора – сначала $15 тыс, а потом – уже и по $30 тыс в месяц.

Следует упомянуть о теперешних бизнес-интересах Константина Сухоребрика. Формально он числится учредителем или совладельцем десятка компаний – все на Дальнем Востоке. Но одни находятся в состоянии ликвидации, как ООО «Ресторация «Современник», в других просто нет ни персонала, ни движения. Всерьез стоит говорить только о АО «Авиакомпания «Тайга» (она же – АО «Авиашельф»), показавшая в 2021 году прибыль 373 млн руб. Кроме Сухоребрика там четверо владельцев, в том числе американская компания Clintondale Aviation (специализируется на организации чартерных авиаперевозок для VIP и бизнес-клиентов). Имеет представительство в Шереметьево и Казахстане, базируется в Хайленде, штат Нью-Йорк. Там работает более 80 сотрудников, а годовой доход составляет $21,7 млн. Ероме VIP-перевозок, занимается поддержкой космических программ и авиационным обслуживанием Каспийского трубопроводного консорциума (Республика Казахстан).

На небольшую прибыль в прошлом году вышел другой актив Константина Сухоребрика — строительное предприятие, владельцами которого являются он и южнокорейская компания «Сан кванг эйр сервис».

Возможно, в нынешних экономических условиях этот бизнес работает без покровительства высоких персон…



Автор: Геннадий Фролов

Геннадий Фролов - один из основателей STC TV и уж совершенно точно основатель интернет-редакции нашей новостной компании. Фролов - старший сотрудник, чьи советы и опыт незаменим для всего коллектива. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.