Как «Невский экологический оператор» перешел от снега и крыс к неоднозначным госконтрактам

Как известно, в Санкт-Петербурге появился монополист по различному мусору — «Невский экологический оператор» (НЭО). Этой зимой он проявил себя отвратительной работой по профилю так, что об этом писали все СМИ, а что уж было в соцсетях. Сейчас НЭО отдал почти миллиардный контракт довольно непонятной структуре, с которой стоит ознакомиться отдельно.

В Санкт-Петербурге НЭО прозвали «Нео», по имени персонажа из культового фильма «Матрица». И есть шутки на этот счет, как цитата из ленты:

— Ты веришь в судьбу, Нео?

— Нет.

— Почему?

— Неприятно думать, что тобой манипулируют.

Смысл, что у многих аналитиков мусорного рынка, а в нем крутятся огромные деньги, возникло в свое время много вопросов, кто на ком стоял, то есть манипулировал и делает это сейчас при глобальной мусорной реформе.

АО «НЭО» прославилось тем, что внезапно возникло на петербургском мусорном рынке в январе 2021 года. Компания явилась фактически монополистом сферы отходов, тем более учредителями стали такие структуры как правительство Санкт-Петербурга, правительство Ленинградской области, ПАО «Интер РАО ЕЭС» и ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг».

В принципе, логика объяснялась понятно: чиновники получали единого регионального оператора по управлению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории именно Санкт-Петербурга, а кредитное учреждение и энергетическое должны обеспечить поддержку НЭО по профилю — кредитами и энергией. Ленобласть — акционер — выступает как регион, где по закону можно создавать различные мусорные полигоны, а вот Санкт-Петербург, как город федерального значения, от полигонов освобожден.

Бывший чиновник Смольного для «Нашей версии» вспоминает: «Оператор получил казалось бы весь административный ресурс, пролонгированные деньги государственно-партнерских структур «для надежности» новой мощной организации. Однако почему-то, видимо, из-за спешки, были проигнорированы, собственно, те компании, которые мусором занимались, имели свою технику, специалистов и рабочих, полигоны. Прежде всего юрлица «Спецтранса». Особенно это касается «Автопарка № 6 «Спецтранс», имевшего 42% на рынке. С ними не были заключены соответствующие договоры. Наблюдался, как говорилось в советское время, и волюнтаризм. Ну и лоббизм отдельных близких структур, которые обещали правительству города спецтранспорт свой в короткие сроки — это само собой. В результате мы этой зимой опозорились просто на всю Россию, потому что СМИ показывали снежные залежи, Сергей Шнуров снял на эту тему провокационный клип, а потом еще началось и тотальное нашествие крыс. Но, в принципе, всё было сделано в результате общероссийской мусорной реформы — согласно ней, в каждом регионе Российской Федерации как раз и должен быть выстроен в обязательном порядке в течение 2020-2022 годов единый экологический оператор. На мой взгляд, к этому были логичные предпосылки. Возьмем Санкт-Петербург, в котором мусорного оператора выбирала каждая конкретная управляющая компания. Это приводило к тому, что правительство не имело полных сведений о количестве мусора, его движении, «захоронении». А как смету составлять в таком случае? На глазок. Да и транспортников отслеживать проблематично. Однако в связи с различными рациональными и не очень обстоятельствами начало мусорной реформы в Петербурге с треском провалилось».

Представитель одной из петербургских управляющих компаний Дмитрий Никифоров не согласен с источником в Смольном по последним пунктам: «Мы искали экологических операторов по рыночным ценам, которую часто удавалось сбить. Сейчас НЭО как раз важно освоить максимальную сумму, чтобы на следующий год получить от города еще больший бюджет. Что касается транспорта, то структуры «Спецтранса» работали по мусору еще со времен Ленинграда — у них имелся огромный опыт».

По не гамбургскому, конечно, счету, но работа НЭО в 2022 году пришла в норму, если можно так выразиться про среднюю температуру по больнице. Хотя в самой компании довольны. Так, заместитель гендиректора АО «Невский экологический оператор» Илья Гудков говорит: «Мы уверены, что повторения ситуации января этого года не будет — благодаря внедрению единой информационной системы у нас теперь есть полная информация о местах накопления отходов, о типах контейнеров на них, мы видим всех отходообразователей, понимаем транспортные потоки, объемы отходов».

Хочется верить, ведь очередная зима начнется совсем скоро. Но есть и другие вопросы к НЭО. Эксперты профильного рынка подмечают странные контракты НЭО с субподрядчиками.

К примеру, оператор выделяет 924 миллиона рублей на уборку мусора в нескольких районах, в частности, в Пушкинском — итоги конкурса подведут в декабре. Никто на рынке не сомневается, что победителем станет ООО «Ресурс АТЭ». И что в этом такого, казалось бы, ведь эта фирма получила предыдущий контракт, выполненный за 847 миллионов.

Издание «Деловой Петербург» раскрывает интригу: «По данным «Контр.Фокус», по состоянию на конец 2021 года 50% долей управляющей компании «Ресурс АТЭ» принадлежало Константину Язеву, исполнительному директору АО «Автопарк «1 «Спецтранс». Но в марте этого года у компании почти полностью обновился состав учредителей. Теперь общество принадлежит АО «Первый Спецтранс» и группе физлиц, часть из которых являются топ-менеджерами АО «Автопарк № 1 «Спецтранс». Но если «Автопарк № 1 «Спецтранс» — давно известный и зарекомендовавший себя игрок рынка, то АО «Первый Спецтранс» было создано в 2021 году, имеет лишь два госконтракта (с Гатчинским районом Ленобласти и Центром Психиатрии им. Бехтерева), а состав акционеров компании скрыт».

По сути, возник мусорный новичок, состав акционеров которого и правда узнать никак не удается. На рынке только ходят слухи, что есть близкие к чиновникам Гатчинского района. Но это может злые языки распространяют, на то они и злые.

Так или иначе, ситуация выглядит странной, когда такой крупный контракт, как прогнозируют эксперты рынка, отдается новичку фактически без опыта конкретной работы. А что касается вопроса про манипуляции, который задавался герою «Матрицы» Нео, то ходят разговоры, что НЭО сильно зависим уже от чиновников и бизнесменов покрупнее, которые де-факто и управляют контрактами единого регионального экологического оператора. А мусорный рынок очень вкусный — только ТКО в Санкт-Петербурге вывозится 2,5 миллионов тонн в год. А контракт НЭО с городом в 2022 году составил 130 миллиардов рублей.

Естественно, конкурсы пройдут и по обслуживанию других районов Санкт-Петербурга. Везде есть свои безусловные фавориты. В их победе сомневаться не приходится. Однако интриге место все же нашлось — в 7 районах (отдельные муниципальные округа в них) в этом году население обслуживало ООО «Эко-Лэнд» с контрактом в 3,6 миллиарда в год. Этой компании удалось подвинуть на этой территории «Автопарк №6 «Спецтранс», как мы помним, еще недавно крупнейшего мусорного оператора города. Так вот, представители этой компании не скрывают, что предпринимают все усилия, чтобы вернуть ситуацию взад.



Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.