Уникальные подводные лодки для боевых пловцов находились в составе флота менее десяти лет

Есть знаковые корабли, которые были созданы в неудачное время. С одной стороны, они имели великолепные характеристики, и, в перспективе, могли стать ценными единицами флота, с другой – эти корабли были построены в период, когда страна входила в глубочайший кризис, завершившийся её распадом. Прослужив совсем немного, такие корабли списывались.

Это относилось как к большим кораблям флота (большой морской транспорт вооружений «Анадырь» проекта Р-759 или атомный большой разведывательный корабль «Урал» ССВ-33), так и к малым. В этой статье мы расскажем о судьбе малых подводных лодках для боевых пловцов проекта 865 шифр «Пиранья».

В Советском Союзе тематике специальных малых подводных лодок всегда уделялось внимание. В 30-х годах этой темой занималось Остехбюро – Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения. Это было специальное КБ, которое занималось разработкой новых видов вооружений. Остехбюро разработало несколько проектов СМПЛ – сверхмалых подводных лодок. Один из проектов был реализован. Лодка, получившая название «Пигмей» была построена. Первый этап испытаний она прошла в Финском заливе в Ораниенбауме (сегодня Ломоносов). Для проведения окончательных испытаний «Пигмея» перевезли в Крым в Севастополь. Испытания проводились в акватории между Севастополем и Феодосией. Советская СМПЛ по своим характеристикам не уступала «одноклассникам» – итальянским, английским, немецким и японским СМПЛ. «Пигмею» не повезло. Если бы испытания проводились не в 1941 году, а на год раньше, лодка была бы включена в состав флота и участвовала бы в Великой Отечественной войне. Но получилось так, что СМПЛ была захвачена немцами на берегу в Феодосии, изучена, и в 1944 году затоплена в Чёрном море. Подробнее об этом смотри статью «Неизвестное оружие Советского Союза. Часть 1».

После 1945 года тематика СМПЛ так же присутствовала в работе советских конструкторов. Работы велись по двум направлениям. Во-первых, создавались специальные носители для доставки под водой боевых пловцов. Были созданы, и серийно строились СМПЛ типа «Тритон-1М» проект 907 и «Тритон-2» проект 908. «Тритонов-1М» было построено 32 единицы и предназначались они для транспортировки двух боевых пловцов в «мокром» варианте – кабина наполнялась водой, и пловцы были в маске и с включенным аквалангом. «Тритон-2» был крупнее, он мог транспортировать шесть боевых пловцов так же в «мокром» варианте. Всего было построено 13 СМПЛ проекта 908. Оба типа СМПЛ были приняты на вооружение морскими разведывательными пунктами всех четырех флотов. «Тритон-1М» выпускался в Югославии и Польше

Вторым направлением стало создание безэкипажных СМПЛ, которые выполняли роль целей для тренировки экипажей противолодочных кораблей. Было построено 9 СМПЛ проекта 1015 шифр «Пикша». В бортовой вычислитель лодки загружался маршрут, который лодка и проходила, а противолодочные корабли должны были её обнаружить, и условно уничтожить. О проекте 1015 и других лодках-целях смотри статью «Необычные корабли. Советские подводные лодки – мишени».

У СМПЛ проектов 907 и 908 был один недостаток. Максимальная дальность плавания «Тритонов» была 35 миль (65 км) у «Тритона-1М» и 60 миль (111 км) у «Тритона-2». То есть для доставки их к месту работы был необходим носитель. Как правило, это было специальное надводное судно. Для доставки боевых пловцов на большие расстояния использовались подводные лодки. Пловцы выходили в море через торпедные аппараты. В наше время ВМФ США переоборудовал несколько атомных подводных лодок для доставки боевых пловцов и их снаряжения в любую точку Мирового океана. Выход в воду на этих лодках производится через специальные шлюзовые камеры.

В 1976 году советский ВМФ выдал ТЗ Специальному бюро морского судостроения «Малахит». Его суть – создать подводную лодку для комфортного перемещения под водой боевых пловцов и их техники к месту задания. В американском флоте об этом задумались только через 30 лет. Разница состояла лишь в том, что американские «котики» перевозятся на атомной подводной лодке USS «Jimmy Carter» SSN-23 надводным водоизмещением 12 460 тонн, а «Малахиту» нужно было спроектировать малую дизель-электрическую подводную лодку для действий в закрытых морях.

Новая лодка должна была действовать в акватории внутренних морей, на мелководных участках, а так же на шельфе. Можно предположить, что речь шла о шельфе Северного и Норвежского морей, где тогда началась активная добыча нефти и газа. Диапазон глубин – от 10 до 200 метров. Кроме работы с боевыми пловцами, «Пиранья» должна была вести разведку. Водолазный комплекс лодки мог работать на глубине до 60 метров. По ТТЗ водоизмещение лодки не должно было превышать 80 тонн. Естественно, при проектировании водоизмещение существенно выросло.

Главным конструктором проекта 865 был назначен Л. В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю. К. Минеев. Интересный момент. Документация Остехбюро по «Пигиею» была засекречена и забыта, поэтому конструкторы были лишены такой важной составляющей при разработке проекта, как прототип. Все работы проводились «с нуля». Был выполнен огромный объём работ по моделированию и натурным испытаниям.

Головную лодку заложили в 1984 году на Адмиралтейских верфях в Ленинграде. Водоизмещение лодки составляло 218 тонн, длина 28 метров, ширина – почти 5 метров. Что интересно – корпус этой «малютки» был выполнен из титана! Это позволяло малой подводной лодке – лодка классифицировалась как малая специальная МС – погружаться на глубину 200 метров. Скорость лодки проекта 865 была небольшой – подводная 6,7 узла, надводная 6 узлов. Дальность плавания под водой экономическим ходом достигала 260 миль (около 500 км), в надводном положении – 1 000 миль (1 852 км).

Важной особенностью конструкции «Пираньи» было наличие шлюзовой камеры. Боевые пловцы выходили на задание через шлюз, и через него же возвращались на борт лодки. Выход из лодки был возможен на глубине до 60 метров. Если пловцы проводили работы вблизи лежащей на грунте субмарины, они подключались к ней, и получали электричество и воздух по кабелям и шлангам от подводной лодки. Такое решение применили впервые. Экипаж «Пираньи» состоял из трех офицеров. Командир, он же исполнял обязанности штурмана. Второй офицер отвечал за электромеханическую часть лодки (дизель-генераторы, электродвигатели, аккумуляторы). Третий офицер работал с радиоэлектронным вооружением. Лодка проекта 865 могла принимать на борт группу из 6-ти боевых пловцов. Интересной особенностью службы на «Пираньях» было то, что для каждой лодки проекта 865 было сформировано по два боевых экипажа и по специальному техническому экипажу, который обеспечивал готовность лодки к выполнению задачи. Такое в советском ВМФ практиковалось только на атомных подводных лодках.

Лодка несла на борту широкую номенклатуру вооружения и оборудования для боевых пловцов. В средней части располагались два грузовых контейнера, в которых находились средства индивидуальной транспортировки пловцов – 4 буксировщика типа «Протон», или 2 типа «Сирена». Кроме этого, в контейнерах находились две мины типа ПМТ, или две решетки для 400-мм торпед «Латуш». Контейнеры имели длину 12 метров и диаметр 62 см. Управление открытием контейнера находилось внутри подводной лодки. Специально для лодок проекта 865 были созданы малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Ралиан-М» и гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Первая лодка получила тактический номер МС-520. МС – малая специальная. Она была спущена на воду 20 августа 1986 года и два года проходила испытания. Столь длительный срок испытаний объяснялся тем, что ничего подобного советская судостроительная промышленность еще не создавала. Лодка базировалась в Лиепае и входила в состав 22 бригады подводных лодок. О сложностях испытаний говорит тот факт, что участвующему в них гидронавту-испытателю из знаменитого НИИ-40 Министерства обороны А.И. Ваталину было присвоено звание Героя Советского Союза. Вторая лодка, получившая номер МС-521, вступила в строй 25 декабря 1990 года. Строительство третьей лодки отменили.

После развала Советского Союза лодки перебазировались в Кронштадт. Об их боевых походах ничего неизвестно, что объяснимо. В 1999 году лодки были выведены из боевого состава флота. Причины понятны – шли «лихие девяностые», денег для флота катастрофически не хватало. Ради справедливости нужно сказать, что ряд флотских специалистов придерживались мнения о ненужности лодок такого класса. Они считали, что «Пираньи» для своих задач имеют слишком большое водоизмещение и недостаточную управляемость.

Всероссийскую славу «Пираньям» принесла комедия «Особенности национальной рыбалки». Именно на ней группа охотников-рыбаков отправилась в Финляндию, чтобы вывести запасы своей водки.

В 90-х годах в США арестовали представителя наркомафии Людвига Файнберга, который признался, что по заданию наркобарона Пабло Эскобара пытался купить в России подводную лодку проекта 865. Сделка сорвалась. О флоте наркокортелей смотри статью «Подводные лодки наркокартелей».

Несколько лет назад офицеры, служившие на «Пираньях» с использованием нескольких элементов обшивки построили подводную лодку – муляж проекта 865. Внешне она полностью соответствует оригиналу. Эта «Пиранья» находится в Московской области, на Истринском водохранилище, на территории отеля «Мистраль», Там расположена экспозиция, посвященная истории подводного флота России.

На списании лодок проекта 865 их история не закончилась. КБ «Малахит» продолжает разработку темы малых подводных лодок, которые в КБ объединили общим названием «Пиранья». На большинстве Международных военно-морских салонов, проходящих в Санкт-Петербурге, на стенде КБ представляются макеты обновленных «Тритона-1» и «Тритона-2», а также несколько вариантов развития малых подводных лодок семейства «Пиранья». «Малахит» предлагает два варианта лодки: развитие малой лодки для боевых пловцов и классической боевой малой подводной лодки, своеобразного продолжения знаменитых советских «Малюток» времен Второй мировой войны.

На базе проекта 865 создан проект малой лодки для боевых пловцов «Пиранья». Идея малой подводной лодки для мелководных акваторий представлены проектами «Пиранья-Т», «Пиранья-550» и «Пиранья-650Э». Это лодки с высокой степенью автоматизации, сокращенным экипажем, оснащенные торпедным и ракетным оружием. По желанию заказчика на них могут монтироваться шлюзовые камеры для выхода боевых пловцов. Есть ощущение, что эти проекты могут стать актуальными.



Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.