Пассажиры бразильских речных судов спят на палубе в гамаках

В каждой стране существуют свои традиции, которые опираются на экономическое положение государства. По бассейну одной из самых больших рек в мире – Амазонке – ходит много грузопассажирских теплоходов, связывающих города и деревни страны. Они перевозят самые разные грузы и тысячи людей, чья жизнь связана с великой рекой. В этой статье мы расскажем, как бразильцы и немногочисленные туристы, рискнувшие поменять круизные лайнеры, а на простые грузопассажирские суда, путешествуют по Амазонке.

В Советском Союзе на реках и озерах существовали транспортные, грузопассажирские и экспрессные линии. На первых двух по расписанию перевозили грузы и пассажиров, Экспрессные линии были только пассажирские. Постепенно инфраструктура страны менялась, и потребность в речных регулярных транспортных линиях резко сократилась. Сегодня транспортные речные линии сохранились только на сибирских реках. Судя по всему, они там будут функционировать достаточно долго, так как ведется строительство новых теплоходов для них. Освободившиеся теплоходы в европейской части Советского Союза стали работать на речных круизах. Сегодня на Волге осталась только одна транспортная линия Москва – Астрахань. Её обслуживает судоходная компания «Гамма» из Нижнего Новгорода. Но это всего лишь маркетинговый ход, рассчитанный на речных туристов со стажем. На самом деле, линия круизная. Дело в том, что теплоходы всех судоходных компаний России за время навигации совершают круизы по различным маршрутам по разным рекам. Часть теплоходов «Гаммы» работают только на линии Москва – Астрахань по заранее объявленному расписанию. Но это обычные круизы. Единственным отличием от остальных является то, что туристы могут купить билет не только на весь круиз, но и на какую-то его часть.

На реках СССР, покупая билет на теплоход, все пассажиры получали место в каюте. Каюты были разной категории, от двухкомнатных люксов, до восьмиместных кают в трюме. Кроме этого, в судовых ресторанах (хотя по меню это были обычные столовые), можно было позавтракать, пообедать и поужинать. Подобная система была и на большинстве рек в мире – европейских и американских реках, канадских Великих озерах и даже на реке Ирравади в Бирме. Флот для работы на этой реке в своё время построили англичане. Но в некоторых странах пошли своим путем.

Бассейн реки Амазонка огромен. Он занимает 6 300 000 квадратных километров, или около 35,5% площади южноамериканского континента. В бассейн реки, кроме Бразилии, входят территории Боливии, Колумбии, Эквадора, Французской Гвианы, Гайане, Перу, Суринаме и Венесуэлы. Бассейн Амазонки – это сплошь тропические леса, названные учеными «лёгкими планеты». Конечно, между крупными городами летают самолеты, но не надо забывать, что население Бразилии в своей массе – это не очень богатые люди. Бразильские фавелы в крупных городах превратились в имя нарицательное. Поэтому путешествие по воде – часто единственная возможность для обычных бразильцев добраться из одного города в другой.

Немного о реке, и о судах, работающих на ней. Амазонка – глубоководная река, и морские суда могут заходить в неё на многие сотни километров. Поэтому экспортные грузы доставляются прямо к потребителю, без перегрузки на речные суда. Это же относится и к импорту. Внутренние грузовые перевозки имеют любопытную особенность. Если, например, в России, грузы размещаются в трюмах сухогрузных судов или несамоходных барж – песок и гравий – открыто навалом, пшеница и промышленные грузы – в закрытых трюмах, нефть и нефтепродукты – в танкерах – то в Бразилии все грузы перевозятся только в фурах или цистернах, которые устанавливаются на баржах-площадках без тягачей. Это объясняется отсутствием магистралей в джунглях. Любой товар грузится в фуру и доставляется по местным дорогам в порт. Его грузят на баржу, тягач остается в городе отправления. По прибытию, местный тягач прицепляет фуру и по местным дорогам доставляет к потребителю. В бразильских речных портах мало портальных кранов и других перегрузочных механизмов, поэтому такая схема более эффективна.

Из-за отсутствия в джунглях дорог, на реке можно увидеть жёлтые школьные лодки – аналоги школьных автобусов. Такие лодки утром забирают детей из близлежащих деревень и доставляют их в школу, а вечером развозят по домам.

Любая стратегическая магистраль должна быть под контролем. Амазонку патрулируют полицейские катера. А в городе Манаус располагается военно-морская база, в которой находятся бразильские военные корабли, предназначенные для действий на реке.

Типичное грузопассажирское судно, плавающее по реке Амазонка, разительно отличается от привычных для нас речных пассажирских судов. И дело здесь не в размерах – по Амазонке ходят достаточно большие теплоходы – а в конструкции и в компоновке. На трех-четырех палубных теплоходах мало надстроек.

Главная палуба является грузовой. На ней перевозится самый разнообразный груз. Если пассажир перемещается на мотоцикле – то он крепится на грузовой палубе. Всевозможные тюки, бочки, ящики, небольшие партии древесины, мебель (если пассажир судна переезжает из города в город) – все это размещается на главной палубе. Это разнообразие объяснимо – река единственная транспортная артерия, соединяющая города и поселки, поэтому номенклатура грузов поистине неисчерпаема.

Следующая палуба (или две палубы – если теплоход четырехпалубный) – предназначена для пассажиров. Но выглядит она очень необычно, по-бразильски. На палубе есть две небольшие надстройки – одна в носу, другая в корме. В носовой надстройке располагается камбуз и небольшая столовая, где пассажиры едят три раза в день. В кормовой надстройке расположены несколько душевых кабин и туалетов. Вся остальная палуба свободна. Над ней смонтированы две металлические балки, на которых пассажиры прикрепляют свои гамаки. Как рассказывают российские путешественники, которые не захотели смотреть на Амазонку с борта круизного лайнера, нужно приходить, как минимум, за три часа до отхода теплохода, чтобы привязать гамак в хорошем, по мнению путешествующих бразильцев, месте. Всё, на пассажирской палубе больше ничего нет, кроме брезентового полога вдоль бортов, который опускается в случае тропического ливня.

На самой верхней палубе, кроме рулевой рубки и каюты капитана, есть несколько пассажирских кают. Они небольшие без иллюминаторов. В каюте есть телевизор, кондиционер и персональный туалет и душ. На теплоходе всего несколько кают Их цена, по местным меркам, велика, и у бразильцев популярностью не пользуются. Здесь (на наших теплоходах такая палуба называется солнечная) есть бар, в котором продается кофе и пиво. В баре стоит телевизор, по которому показывают бразильские сериалы типа «Рабыни Изауры». Во время рейса интернета на теплоходе нет. Чтобы избежать конфликтных ситуаций между пассажирами в баре (на теплоходе только в баре и столовой есть столы) категорически запрещены карточные игры. Экипаж смотрит за соблюдением этого правила достаточно строго, вплоть до изъятия колод карт.

Но на самом деле не всё так мрачно. По мнению путешествующих россиян, на теплоходах хорошо кормят. Питание трехразовое, оно покупается отдельно. Туалеты и душ современные, с хорошей сантехникой, везде стоят кулеры с питьевой водой. На многих рейсах всё чаще среди пассажиров появляются иностранцы. Это туристы, путешествующие по стране индивидуально. Иногда на борту их бывает до 10-15 человек.

Местная специфика проявляется во время всего путешествия. Во время стоянок на небольших пристанях и в больших портах на борт устремляются торговцы с пластиковыми ведрами в руках. Если стоянка в ночное время, они все равно проходят на борт и бесцеремонно расталкивают спящих в гамаках пассажиров. Предлагают мороженное, отварные креветки или другие местные продукты.

При прохождении мимо деревни, или небольшого городка, где не предусмотрена остановка, можно наблюдать следующую картину: от берега отходит моторная лодка и приближается к теплоходу. С него сбрасывают в воду несколько плотно завязанных полиэтиленовых мешков. Это почта. Человек в лодке (вероятно, сотрудник почты Бразилии) подбирает мешки и направляется к берегу. Так до сих пор в джунглях страны работает почтовая служба. Иногда посадка пассажиров и погрузка осуществляется прямо на ходу. К теплоходу приближается большая грузовая моторная лодка, она швартуется к судну, и на ходу, без остановки, пассажиры переходят, а груз перегружают на борт. Расписание теплохода не предусматривает остановку в каждой деревне, поэтому, при необходимости, производится такая операция.

Для быстрой доставки пассажиров можно воспользоваться услугами небольших быстроходных теплоходов. Они перевозят только пассажиров без большого багажа. Цены на билеты на такие быстроходные суда в несколько раз выше, чем на обычные теплоходы. Если маршрут обычного рейсового судна длится 2 – 3 дня, то такой скоростной катер доставит пассажира в порт назначения за сутки.

Конечно, по Амазонке проложены и маршруты многочисленных круизных лайнеров. Самый простой вариант – купить круиз на большом океанском лайнере, который совершает заход в Амазонку. Это самый простой вариант, но он имеет один недостаток. Дело в том, что крупные круизные лайнеры заходят в порт на несколько часов. Во время захода на Амазонку они останавливаются в одном – двух городах, и продолжают свой круиз. Желающим более подробно ознакомится с миром Амазонии, предлагаются круизы на бразильских речных круизных лайнерах. Круиз на них соответствует всем мировым стандартам. Продолжительность таких круизов 5 – 7 дней. За это время путешественники получают достаточно полное представление о жизни и природе великой реки. Для небольших групп и индивидуальных маршрутов есть комфортабельные речные экспедиционные яхты.

Но есть путешественники, для которых важно не только посмотреть на экзотику, но и погрузиться в жизнь страны. В Бразилии лучшую возможность для этого представляют грузопассажирские линии по Амазонке.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.