В США противолодочные и патрульные корабли без экипажей находятся в опытной эксплуатации

В XXI веке широкое распространение получили дистанционно, или автономно управляемая техника. Это относится к беспилотным летательным аппаратам, автомобилям, которые двигаются без участия человека и кораблям, способным выполнять свои задачи в открытом океане без экипажа. Такие страны как США, Великобритания, Израиль, Россия, Норвегия, Япония, Южная Корея, Франция активно занимаются созданием такой морской техники.

В этой статье мы расскажем о двух классах беспилотных кораблей, которые у ВМФ США находятся в опытной эксплуатации.

Безэкипажный катер БЭК «Sea Hunter» — «Морской охотник» — это результат работы американской промышленности по созданию океанских безэкипажных кораблей противолодочной обороны. Работы по его созданию начались в 2010 году. Инициатором выступило Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам DARPA. Построен корабль на верфи «Oregon Iron Works» в городе Портленд. Выбор верфи-строителя был не случаен. С его стапелей сошли полупогружающиеся катера типа SEALION и специальные быстроходные катера CCM Mk1 для спецназа ВМФ США и экспериментальные БЭК для тральщиков-искателей мин USSV MCM. Так что опыт в создании экспериментальных и опытовых судов у этой верфи большой. Проект по созданию «Морского охотника» получил название ACTUV. Это аббревиатура расшифровывается как «безэкипажный противолодочный корабль длительного слежения».

Этот БЭК предназначен для длительного патрулирования океанской зоны. Он малоэффективен в районах интенсивного судоходства, так как при обнаружении «Морского охотника» можно быстро уничтожить, или захватить. Никакого оборонительного вооружения он не несет. Зато в безлюдных районах Мирового океана его патрулирование приносит существенную пользу – «Морской охотник» прикрывает те районы Мирового океана, где нет американских противолодочных сил, и в которых происходит развертывание подводных лодок вероятного (для США) противника. Американский флот, самый большой по численности, тем не менее, не может перекрыть все направления, несущие для США угрозу. Многочисленные эсминцы типа «Арли Бёрк» расписаны для прикрытия авианосных и десантных групп, атомные подводные лодки патрулирую зоны развертывания российских атомоходов. А, начиная с десятых годов XXI века, в связи с быстрым ростом ВМФ Китая, для США стал актуальным вопрос контроля Индийского и Тихого океана. И если задача обнаружения надводных кораблей Китая решаема для ВМФ США, то контроль над увеличивающимся количеством атомных и дизель-электрических китайских субмарин становится проблематичным. Конечно, ключевые американские военно-морские базы в азиатско-тихоокеанском регионе, прикрыты от возможной атаки китайских субмарин, но их перемещения по огромным пространствам Тихого и Индийского океана остается неизвестным для американской морской разведки. Создание многочисленного флота безэкипажных кораблей для такого контроля стало хорошим выходом для американского флота.

Водоизмещение «Морского охотника» около 140 — 145 тонн, из них 40 тонн – это запасы топлива. Дальность плавания «океанская» – около 10 000 морских миль (19 000 км при скорости 12 узлов). Этого достаточно, например, чтобы совершить патрулирование по маршруту Сан-Диего – остров Гуам – Пёрл-Харбор на одной заправке. Автономность – не менее 30 суток, в зависимости от задачи, которую необходимо решить. Длина корпуса 40 метров, ширина – 3,3 метра. Корпус узкий, что при плавании в сложных метеоусловиях делает его не слишком остойчивым Поэтому для повышения остойчивости у «Sea Hunter» есть специальные боковые поплавки. То есть фактически, это тримаран. Такая конструкция делает его устойчивым, и обеспечивает хорошие мореходные качества. Максимальная скорость хода 27 узлов (около 50 км/ч), но режим патрулирования предусматривает меньшую скорость. Корабль способен выполнять свои задачи при 7-ми бальном шторме.

Управляет «Морским охотником» бортовой компьютер. При этом сохраняется возможность контроля выполнения задачи из берегового центра. Интересна внутренняя компоновка корабля. Она дает возможность комфортной работы при наладке оборудования и техническом обслуживании, но не предусматривает место для проживания людей. Но всё-таки на «Морском охотнике» есть оборудованная ходовая рубка. Концепцией корабля предусматривается ручное управление при заходе в базу (выходе и неё) и швартовке. Комплекс аппаратуры построен по модульному принципу, то есть состав может меняться в зависимости от поставленной задачи.

Корабль завершил все испытания в 2016 году. Все требования заказчика по скорости, мореходности, автономности, маневренности и т.д. выполнены. DARPA передала этот БЭК Управлению военно-морских исследований. После испытаний механической части, на «Морском охотнике» проходят испытания программного обеспечения и работы всех необходимых датчиков. Кроме этого ВМФ хочет его использовать и для решения задач разведки и противолодочной борьбы. При этом, если на БЭК будет установлено какое-либо оружие, то, по заверению Заместителя Министра обороны США Роберта Уорка, «принимать решение на использование оружия всегда будет человек». Данные о дальнейшей судьбе проекта, и строительстве серии подобных кораблей засекречены, но выхода у США нет. Дело в том, что стоимость эксплуатации «Морского охотника» в варианте обнаружения подводных лодок в океане составляет от 15 000 – 20 000$ за сутки, а ракетного эсминца типа «Арли Бёрк» – 700 000$ за сутки. К тому же таких эсминцев просто нет для прикрытия огромных океанских акваторий.

Причины появления «призрачного флота, по большому счёту, такие же, что и у программы ACTUV – необходимо взять под контроль океанские акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Разница лишь в том, что по программе ACTUV созданы корабли, проводящие поиск подводных лодок, а по программе «Призрачный флот» – корабли, осуществляющие скрытое наблюдение и патрулирование. По этой причине для участия в программе не стали проектировать специальный корабль, а использовали гражданские суда. Первоначально программа называлась «Ghost Fleet Overlord» – «Повелитель призрачного флота». К сегодняшнему дню все задачи программы успешно решены (по крайней мере, так объявили американцы), что позволило перейти ко второму этапу – создание линейки безэкипажных кораблей различного назначения.

О начале реализации программы было объявлено в 2017 году. Первоначально хотели просто проверить работоспособность перспективной концепции. Автономность таких кораблей должна была быть 90 суток. Необходимо было построить, или оборудовать два судна и провести их испытания. На эти работы отводилось два года. Второй этап предусматривал испытания опытовых кораблей в открытом океане. Кроме этого, на них испытывали различное вооружение, и возможность их взаимодействия с кораблями флота и морской авиацией. Второй этап должен был завершиться в 2021 году.

Для испытания выбрали и переоборудовали два гражданских судна для снабжения буровых установок в Мексиканском заливе, которые получили названия «Ranger USV» и «Nomad USV». Это суда длиной около 60 метров. Кроме автономной работы на них были оставлены штатные рулевые рубки, предусматривающие ручное управление и смонтирована аппаратура для дистанционного управления. В рамках первого этапа оба корабля суммарно прошли более 600 ходовых часов в полностью автономном режиме. В 2019 году было объявлено о завершении первого этапа испытаний.

Второй этап был намного интересней. В октябре 2020 года «Ranger USV» совершил переход из пункта постоянного базирования в Мексиканском заливе в Калифорнию. Путь длиной в 4 000 морских миль – около 7 500 км – проходил через Панамский канал. За исключением прохождения канала, когда на борту находились люди, весь маршрут «Ranger USV» преодолел в автоматическом режиме. Люди только осуществляли контроль. В июне 2021 подобный переход осуществил «Nomad USV». Проход Панамского канала – это всего 2% от протяженности маршрута. Остальное «Nomad USV» так же прошел в автоматическом режиме.

В сентябре месяце были проведены испытания вооружений, которыми могут быть оснащены безэкипажные корабли. На борту «Ranger USV» была установлена пусковая установка для четырех зенитных ракет SM-6 и аппаратуры для неё. Все это было размещено в стандартном 40-футовом контейнере. В полностью автоматическом режиме «Ranger USV» вышел в полигон для стрельбы и произвел пуск ракеты. О результатах стрельбы не сообщается, но после этого пуска стало ясно, что «Призрачный флот» может выполнять не только миссии разведки и патрулирования, но он обладает и рядом ударных возможностей. В декабре состоялись совместные маневры кораблей «Призрачного флота» и ВМФ США, показавшие возможность реального взаимодействия безэкипажных и обычных кораблей флота.

Поскольку программа «Призрачного флота» была полностью выполнена, её собираются закрыть, а два корабля передать в состав специальной безэкипажной эскадры американского флота Surface Warfare Development Squadron. В составе ВМФ испытания продолжатся, планируется строительства еще двух аналогичных кораблей. Третье судно «Mariner USV» уже построено.

В конце июля 2022 года ВМС США опубликовали планы по развитию американского флота. К 2022 году в ВМФ находятся около 300 боевых кораблей и вспомогательных судов. В 2045 году их количество должно возрасти до 523-х. Из них только 373 будут иметь экипажи, а 150 должны быть безэкипажными кораблями.

Информация о том, что эта программа успешно реализуется, подтвердилась после получения сообщений о попытке корабля Корпуса стражей исламской революции захватить американский безэкипажный корабль.

Для патрулирования спокойного Персидского залива и Красного моря, в США был спроектирован очень необычный надводный корабль «Saildrone Explorer». Пусть никого не обманывает его внешний вид, и похожесть на доску виндсёрфинга с парусом. Длина «Saildrone Explorer» семь метров, высота с парусов около пяти метров. Это современная боевая система способная отслеживать обстановку в закрытых спокойных акваториях. 29 августа 2022 года вечером американский патрульный самолет обнаружил в районе Ормузского пролива иранское военное судно, буксирующее «Saildrone Explorer». Для освобождения своего беспилотника были направлены вертолет MH-60S «Sea Hawk» и патрульный катер Береговой охраны USS «Thunderbolt». Они догнали иранский корабль. Тот, увидев погоню, обрубил буксирный трос, и ушёл в территориальные воды. Как водится, страны обменялись взаимными обвинениями: американцы заявили о захвате своего беспилотного корабля в нейтральных водах, иранцы – о том, что «Saildrone Explorer» был взят на буксир в территориальных водах Ирана. Самое главное в этом инциденте то, что США впервые стали использовать безэкипажные катера и корабли в «горячих точках». Пока только для патрулирования.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *