Конфликты в Закавказье и Средней Азии спровоцировал Лондон

Не иначе как по случайному совпадению в самый разгар эскалации на украинском театре военных действий полыхнуло в двух тлеющих точках постсоветского мира – у Армении с Азербайджаном и у Киргизии с Таджикистаном. Оба очага быстро купировали, но всё выглядит так, словно кто-то чиркнул спичкой намеренно. Кто бы это мог быть?

Спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси летит в Ереван с «визитом поддержки». Армянская пресса уже подсчитала, во сколько он обойдётся казне – в 120 млн долларов. Для небогатой Армении – колоссальные деньги. Впрочем, поговаривают, что немалую часть расходов якобы взял на себя бывший российский, а ныне карабахский миллиардер Рубен Варданян. Уравновешивающий визит в Баку не планируется. То есть в этом сюжете ясно, на чьей стороне Америка. Характерный штришок – украинские социальные сети мечут громы и молнии в адрес Ильхама Алиева. Совсем недавно его поливали там сахарной патокой. Вот и понимай, кто здесь чей друг и партнёр.

Вкратце сюжет нового армяно-азербайджанского обострения таков. Премьер Никол Пашинян спровоцировал азербайджанцев, получил от них на орехи и, рыдая, побежал жаловаться в ОДКБ. А когда стало ясно, что уже не раз отыгранный им сюжет больше не вызывает искреннего сочувствия, включил заднюю. Почему именно сейчас – тоже ясно. Москве придётся отвлечься от украинской спец­операции и, что намного хуже, отвлечь занятых в ней военных. На том, пожалуй, и строился расчёт Еревана.

Пашинян отказался участвовать в саммите ШОС в Самарканде – хотя туда прилетел не только его азербайджанский оппонент Ильхам Алиев, но и сюзерен Алиева Реджеп Эрдоган. Было бы проще пареной репы оказаться рядом за столом и всё утрясти. Как это сделали там же главы Таджикистана и Киргизии, у которых (тоже не ко времени) случился конфликт на границе. Информационные агентства публикуют фото, на котором за столом в непринуждённой обстановке, с довольными улыбками на лицах общаются Путин, Лукашенко, Эрдоган и Алиев – лучшее подтверждение дружеской атмосферы самаркандского саммита. Обстоятельства, как говорится, способствовали. Что помешало Пашиняну ими воспользоваться? Или – кто помешал?

А в Армении тем временем снова массовые протесты. В который уже раз улица вознамерилась снести Пашиняна, но не факт, что не выйдет, как раньше. Помитингуют, выпустят пар – и по домам. Но на этот раз армянам хорошо бы для себя уяснить: если их «народный» премьер не окажется на свалке истории, то там в обозримом будущем окажется армянская государственность. А сухопутный коридор из Баку в Нахичевань станет логическим продолжением победы азербайджанского оружия.

Для Баку, казалось бы, глупо не воспользоваться ситуацией и не закрепить недавнюю победу. Но, понимая, что нынче не время, а у арбитра в лице России есть чем заняться помимо Закавказья, с армянскими диверсантами, заминировавшими участки между позициями подразделений азербайджанской армии и дорогами снабжения, разобрались, что называется, в белых перчатках. О чём незамедлительно доложили в минобороны Азербайджана – действия Баку носят исключительно «локальный характер», а все слова о вторжении в Армению – «абсурд». Никакого «нападения на Армению» нет и в помине – просто зачистили провокаторов. «Пашинян тут же устроил истерику, – прокомментировал ситуацию военный эксперт Игорь Коротченко. – И уже весь мир стоит на ушах. Конечно же, все действия Еревана неслучайны. Накануне обострения министр обороны Армении Сурен Папикян побывал в США, где, видимо, и получил добро на провокацию и последующую истерику. Не секрет, что главные интересанты в обострении ситуации на Южном Кавказе – США и Британия». И подоплёка здесь не только в украинском обострении. Действуя руками Еревана, Вашингтон и Лондон стремились сорвать запуск международного транспортного коридора «Север – Юг». Заинтересованные в его работе стороны – Россия, Азербайджан и Турция. «При этом Армения продолжает называть себя партнёром и другом России, – недоумевает Коротченко. – Кремль уже не в первый раз сталкивается с предательством со стороны Армении. Может, хватит уже это терпеть?»

Промежуточный итог – при посредничестве министра обороны России Сергея Шойгу стороны договорились о прекращении огня. Алиев, конечно, мог бы дожать, но едва ли ему хотелось портить обедню своему российскому коллеге в Самарканде. На этот раз, похоже, ситуацию купировали. Теперь внимательно смотрим на происходящее в Ереване. Если Пашинян снова усидит, можно в любой момент ожидать повторения эскалации.

Чтобы уразуметь глубинную суть неожиданно (или, наоборот, ожидаемо?) разгоревшегося конфликта между Киргизией и Таджикистаном, следует вчитаться в текст совместного заявления президентов Садыра Жапарова и Эмомали Рахмона, сделанного ими в Самарканде. «Президенты договорились о создании комиссии по расследованию причин текущей эскалации». Понятно написано, правда? То есть ни одному ни другому президенту устраивать эскалацию было не на руку. Но эскалация тем не менее вспыхнула – подобно чиркнутой кем-то спичке. Не подгадали по времени провокаторы – хотя оба главы государства были в отлучке, находились они в одном и том же месте. А вот к тем, кого они оставили на хозяйстве в Бишкеке и Душанбе, вопросов немало.

Суть таджикско-киргизского конфликта проста, если одним словом, то это вода. Общая граница между бывшими советскими республиками – под тысячу километров, из них признано примерно 500 километров. Спорные участки границы проходят возле пресноводных водо­ёмов. А вода для двух аграрных стран дороже золота. Таджики считают, что киргизы присвоили воду себе незаконно. А те не согласны. Пока был Советский Союз, соседи уживались мирно. А в 1989 году начался раздрай. За последние 10 лет – 150 вооружённых столкновений на границе. Не секрет, что битвой за воду руководят те, кто материально заинтересован в пресной воде – сельскохозяйственные воротилы, близкие к руководству двух стран. Кого-то из них оставили на хозяйстве по случаю отъезда первого лица в Самарканд – вот и конфликт. А подзуживают всё те же, что и 100 лет назад. Средняя Азия – традиционная сфера интересов британской короны и MI6. В общем, ситуацию разрулили, но следует понимать вот что: впервые стороны использовали РСЗО. В бой пошли танки. То есть армии себя проявили в полной мере (и спросить за эскалацию следовало бы именно с военных министров, а кроме того, поискать где-то рядом британцев). Для Рахмона с Жапаровым это звоночек – у них под носом отросли центры силы, питаемые явно из Лондона. «Не секрет, – комментирует ситуацию военкор Семён Пегов, – что среди правительственных кругов Таджикистана и Киргизии существует англосаксонское лобби, в них функционирует фонд Сороса и многие НКО, которые служат интересам Америки и Британии».

На этом бы и поставить точку. Рассосалось же вроде. Но нет. Из Тегерана сообщают: по данным иранских спецслужб, Анкара мобилизует 45 тыс. солдат из резерва к границе с Арменией. А значит, напряжённость всё-таки нарастает?

Марат Баширов, политолог

– В условиях энергетического дефицита, продовольственного кризиса, нарушения транспортной логистики, падения национальных экономик война для многих стран становится единственным способом удержать власть и сохранить свои государства. И народ в узде, и можно за чужой счёт поддержать свою страну. Полагаю, сейчас пока не полыхнёт. Но следует быть готовым к тому, что полыхнёт в самый неожиданный, в самый неприятный для нашей страны момент.



Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *