В 1970 году знаменитый лайнер был продан для переделки в плавучий университет

Для успешной работы на атлантической линии между Европой и США нужны два-три однотипных или близких по характеристикам лайнеров. «Куин Мэри» был нужен «спарринг-партнёр». В этой статье мы расскажем о второй кунардовской королеве – лайнере «Куин Элизабет».

В мае 1936 года, после выхода «Куин Мэри» в первый рейс, началось строительство второго лайнера. Они должны были работать в паре. Об идеи необходимости двух суперлайнеров, сформулированной в 1926 году, смотри статью «Кунардовские королевы. «Куин Мэри»». Государство финансировало это строительство. Но поскольку новый лайнер планировался крупнее «Куин Мэри» (имея водоизмещение 83 673 тонны, с 1940 по 1972 годы это был самый большой пассажирский лайнер в мире), то подбирать вторую верфь, способную построить такое крупное судно, сочли нецелесообразным. Но однотипными суда не стали. За время строительства «Куин Мэри» появились новые идеи и технические решения, которые сделали новый лайнер непохожим на предшественника. У «Куин Элизабет» – так назвали новый лайнер – было две дымовые трубы, в отличие от трехтрубной «Куин Мэри». Это произошло потому, что на «Куин Элизабет» установили 12 более мощных паровых котла, а на «Куин Мэри» стояло 24. В деньгах недостатка не было – государство выделило на строительство второй «королевы» 5 миллионов фунтов стерлингов – на один миллион больше, чем выделили для «Куин Мэри». Поэтому строительство шло быстро. Лайнер был заложен в декабре 1936 года, и спущен на воду 27 сентября 1938 года.

В 1939 году началась Вторая мировая война. В Клайдбанке действовали немецкие агенты, которые внимательно наблюдали за ходом строительства. Напомним, что деньги на строительство Адмиралтейством были выделены не просто так, а под обязательство компании передать ВМФ лайнер в случае войны как войсковой транспорт. Английская контрразведка распустила слух, что достройка лайнера будет завершена в Саутгемптоне. Якобы нужно освободить мощности верфи для достройки новейшего английского линейного корабля HMS «Duke of York».Для подтверждения этих слухов, в Саутгемптоне действительно начались работы по подготовке дока к приему лайнера. Но для выхода в море необходимо было провести швартовые испытания. Огромный лайнер их прошел в бассейне верфи, размеры которого были чуть больше его длины. После этих испытаний, объявили, что «Куин Элизабет» идет в Гринок для испытания шлюпок и шлюпбалок – устройств для их спуска на воду. Лайнер еще не был официально мобилизован, и поэтому часть экипажа – 400 человек – потребовали повышения зарплаты «за риск», или отказались от этого перехода. «Кунард лайн» согласилось с их требованиями, а 20-ти морякам разрешило сойти на берег, взяв с них подписку о неразглашении. При следовании по реке Клайд «Куин Элизабет» прикрывали самолеты ВВС Великобритании. После испытаний в Гриноке. лайнер под охраной эсминцев вышел в Атлантику. Эсминцы скоро отстали – они не могли поддерживать высокую скорость длительное время.

Через шесть дней, выкрашенная в шаровую краску «Куин Элизабет» зашла в порт Нью-Йорка. В порту лайнер пришвартовался рядом с «Куин Мэри» и «Нормандией». Это был тот редкий случай, когда три самых больших и быстроходных лайнеров в мире стояли у соседних пирсов. Все усилия были не зря – в объявленное время прибытия лайнера в Саутгемптон, город подвергся налету и массовой бомбардировке Люфтваффе.

13 ноября «Куин Элизабет» покинула порт Нью-Йорка, и совершила переход в Сингапур. Там лайнер вооружили зенитными орудиями и изменили окраску. Корпус лайнера перекрасили в чёрный цвет, а надстройки и трубы оставили шаровыми. 11 февраля «Куин Элизабет» покинула Сингапур и приступила к перевозкам австралийских и новозеландских войск в Азию и Африку. С 1942 года лайнер работал в Северной Атлантике, перевозя американские войска в Европу. Так же, как и «Куин Мэри», маршруты «Куин Элизабет» планировались только в Адмиралтействе. Лайнер пересекал океаны в одиночестве, на максимальной скорости, без охранения. За время Второй мировой войны «Куин Элизабет» перевезла 750 000 военнослужащих. Летом 1944 года «Куин Элизабет» поставила рекорд, не побитый до сих пор. Во время одного рейса лайнер перевез 15 200 солдат и офицеров.

Районы, наиболее опасные с точки зрения атак немецких подводных лодок, при подходе к ним «королев», усиленно патрулировались противолодочными кораблями и базовой авиацией. А сами лайнеры сопровождались специальным авиационным эскортом. В зависимости от района (подходы к порту Нью-Йорка, или Ирландское море) этот эскорт состоял из базовых противолодочных самолетов, или истребителей. При этом лайнер шёл на максимальной скорости и выполнял противолодочные зигзаги, что существенно уменьшало вероятность возможности торпедной атаки.

Только летом 1946 года, завершив перевозки солдат домой, «Куин Элизабет» встала в ремонт. Начиналась мирная жизнь.

В шотландском Гриноке лайнеру возвратили облик роскошного судна. После восстановления, во время последних испытаний на борту находилась Королева Елизавета с дочерьми – Елизаветой и Маргарет. Интересно, что во время испытаний следили, чтобы скорость лайнера не превысила 30 узлов. Это делали специально. Компанией «Кунард лайн» (после войны компания возвратила свое старое название – из «Кунард Уайт Стар лайн» стала снова «Кунард лайн») было принято решение о том, что Голубая лента Атлантики должна остаться у «Куин Мэри».

Пара «королев» стала доминирующей на линии Европа – США. Но эра реактивной авиации сделала пассажирские лайнеры, работающие в Атлантике, нерентабельными. «Кунард» попытался приспособить «королеву» к круизным рейсам – лайнер стал совершать круизы Нью-Йорк – Нассау. Но дело в том, что «Куин Элизабет» была «заточена» под быстрое пересечение Атлантического океана, а не для неторопливого круиза по тропическим островам. Лайнер потреблял много топлива, имел большую осадку, что не позволяла ему заходить в небольшие порты на островах, и ширину, превышающую ширину шлюзов Панамского канала, что делала невозможным совершать круизы из Нью-Йорка в Тихий океан.

4 ноября 1968 года «Куин Элизабет» завершила свой последний рейс, была выведена из эксплуатации и выставлена на продажу. В том же году лайнер за 7 750 000 долларов купили бизнесмены из Филадельфии, которые хотели, по большому счёту, повторить вариант с «Куин Мэри» – поставить лайнер на стоянку в городе Эверглейдс во Флориде, и сделать из него туристический центр и плавучий отель. Но что-то у них пошло не так. Американские бизнесмены не смогли рассчитаться с «Кунард лайн», и компания забрала лайнер обратно. В 1970 году его за 3 100 000 долларов купил некто господин Танг, магнат из Гонконга. Целью Танга было переоборудование судна в …плавучее учебное заведение. В соответствии с этой идеей, лайнер переименовали в «Seawise University» – «Плавучий университет». Лайнер перевели в Гонконг, где больше года он находился на переоборудовании. Судно было перекрашено в белый цвет.

9 января 1972 года, во время обеденного перерыва на судне начался пожар. Его причину установить не удалось. Все пожарные катера и вертолеты порта и города Гонконг были брошены на борьбу с ним. Суммарно более 100 пожарных стволов подавали воду на горящее судно. Это и сыграло свою роковую роль. Лайнер получил крен в 17 градусов. Борьбу с пожаром прекратили, «Seawise University» отвели от причалов. Лайнер выгорел полностью. На следующий день его остов лежал на грунте с креном в 80 градусов. Это была просто груда обожженного металла. 200 рабочих в начале пожара спасли с помощью вертолетов, 10 пожарных получили ожоги, один пропал без вести. Через несколько лет лайнер был разобран на металл, хотя до сих пор киль и паровые турбины покоятся на дне бухты Виктория. Выпушено даже специальное навигационное предупреждение, которое запрещает судам вставать на якорь в этом месте бухты.

В 1974 году сгоревший лайнер снялся в одном из фильмов про Джеймса Бонда – «Человек с золотым пистолетом». Лайнер «сыграл» самого себя – на сгоревшем судне располагалась секретная база английской МI-6.

Окончание следует



Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *