В 1942 году за один рейс пассажирский лайнер перевез 12 000 солдат

В истории человечества есть корабли-легенды. По мере возможности, такие корабли и суда сохраняются как памятники достижениям техники того времени. Чаще памятниками становятся боевые корабли, но иногда чести встать на вечную стоянку удостаиваются и гражданские суда. В американской Калифорнии, в городке Лонг-Бич стоит на вечной стоянке один из самых знаменитых пассажирских лайнеров ХХ века – «Куин Мэри». В этой статье мы расскажем об истории этого легендарного трансатлантика.

Когда закончилась Первая мировая война, крупнейшие судоходные компании, работавшие на трансатлантической линии Европа – США стали подсчитывать потери и делить репарации. Компания «Кунард Лайн» потеряла суперлайнер «Лузитания» и несколько лайнеров средних размеров – «Франкония», «Лакония» и ряд других. О потоплении «Лузитании» смотри статьи «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Начало» и «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Итоги». Его английский конкурент, компания «Уайт Стар Лайн» потеряла суперлайнер «Британник». Американские, французские, итальянские и скандинавские компании понесли потери значительно меньших масштабов. В начале 20-х годов «Кунард лайн» смогла выставить на трансатлантическую линию только два суперлайнера – «Мавританию» и «Аквитанию», а «Уайт стар лайн» – только один «Олимпик». Правда, в дополнение к нему к работе в Северной Атлантике приступили лайнеры меньших размеров – «Адриатик», «Болтик», «Кедрик» и «Келтик». Кроме этого, у конкурента «Кунарда» было еще одно экономическое преимущество – компания входила в Международный морской трест, созданный крупным бизнесом Америки, что давало выход на выгодные кредиты.

Частично решением проблемы стал раздел флота поверженной Германии. Перед Первой мировой войной в Германии началась постройка серии самых больших на то время (водоизмещение от 52 000 до 56 000 тонн) трансатлантических лайнеров – «Император», «Фатерлянд» и «Бисмарк». Они должны были заменить немецкие трансатлантики предыдущего поколения. «Император» и «Фатерлянд» успели сделать по одному рейсу в США до начала Первой мировой войны, а потом всю войну простояли в Куксхафене. «Император» был передан Великобритании для компании «Кунард лайн» и переименован в «Беренгарию». «Фатерлянд» достался американцам. Лайнер переименовали в «Левиафан». Третий трансатлантик, «Бисмарк», достраивался во время войны. Он так же был передан Великобритании для компании «Уайт стар лайн» и переименован в «Маджестик». «Левиафан» стал флагманом торгового флота США, «Маджестик» – флагманом компании «Уайт стар лайн». У «Кунарда» флагман остался прежним – это была знаменитая «Мавритания», которая к тому моменту обладала Голубой лентой Атлантики.

В Северной Атлантике 20-е годы стали временем «большой шестёрки». На линии Европа – США работали три лайнера «Кунарда» – «Мавритания», «Аквитания» и «Беренгария», и три лайнера «Уайт стар лайн» – «Маджестик», «Олимпик» и «Гомерик». Все лайнеры были переведены на жидкое топливо, и работали как часы. По средам в рейс отправлялся лайнер «Уайт стар лайн», по субботам – лайнер «Кунард лайн». За десять лет капитаны трансатлантиков не допустили ни одного срыва расписания.

Грянул экономический кризис, известный как Великая депрессия (!929 – 1939 годы). С одной стороны, трансатлантическая линия работала без сбоев, и её расписание легко поддавалась корректировке в случае экономической необходимости. С другой стороны всё было сложнее. Любая транспортная компания должна смотреть в будущее, иначе она выпадет из бизнеса. А будущее было не ясным. Судовладельцы пытались понять, какие лайнеры должны прийти на смену «большой шестёрке». Вариантов было два. Можно было проектировать и строить лайнеры, исходя из того, что каждый следующий должен быть больше, быстроходнее и комфортабельнее. Альтернативой было создание пассажирских судов, на которые билеты стоили существенно дешевле, то есть размеры, скорость и комфорт были бы не определяющими. Дело в том, что в 1921 году резко ужесточили иммиграционное законодательство в США, что привело, как это не удивительно, к бурному росту морского туризма. Уставшие от войны жители Европы и Америки хотели комфортного отдыха и путешествий за умеренную плату. Эти размышления прервало сообщение из Франции о том, что русский инженер Юркевич спроектировал новый суперлайнер, который должен завоевать Голубую ленту Атлантики. Об истории «Нормандии» смотри статьи «Нормандия». Часть 1» и «Нормандия». Часть 2». Со всем этим надо было что-то делать.

Руководство «Кунарда» приняло решение о проектировании и строительстве двух суперлайнеров, которые должны были заменить трех «кунардовских» участников «большой шестёрки». Компания находилась в тяжелом экономическом положении. Руководитель «Кунарда» Бейтс публично высказался: «Если мы не построим новое судно, мы погибнем». Основным стал вопрос субсидирования со стороны Правительства Великобритании. В этом плане сотрудничество между Британским Адмиралтейством и «Кунардом» было тесным. Так, Британское Адмиралтейство субсидировало постройку «Мавритании» и «Лузитании» при условии внесения определенных технических решений, позволяющих использовать эти лайнеры во время войны. Стоимость постройки одного лайнера составляла около 4 миллионов фунтов стерлингов – огромная по тем временам сумма. Проектировщики построили 22 модели будущего лайнера для выбора оптимальной формы подводной части, на которых провели 8 000 испытаний. «Кунард лайн» подписала с судостроительной компанией Джона Брауна контракт на строительство лайнера. На верфи будущий рекордсмен навылся просто – «заказ №534». Британское правительство страховало постройку лайнера на сумму 2,7 миллиона фунтов стерлингов. 1декабря 1930 года на верфи Брауна в Клайдбанке был заложен новый лайнер «Кунарда».

Великая депрессия сделала своё дело. Деньги у «Кунарда» закончились. Строительство лайнера остановили. Постройка нового трансатлантика стала для компании условием выживания в кризисе. Помощь можно было просить только у государства. Правительство Великобритании, в принципе, соглашалось, но дело было в том, что с аналогичной просьбой обратилась и «Уайт стар лайн», а строительство четырех лайнеров британская казна в кризис потянуть не могла. Правительство приняло единственное возможное в той ситуации решение – оно согласилось оплатить строительство, но только при условии объединения «Кунард лайн» и «Уайт стар лайн» в одну компанию. Тогда нужно было субсидировать строительство только двух суперлайнеров. Заклятые конкуренты были вынуждены объединиться в одну компанию, которая получила название «Кунард Уайт стар лайн». Главная интрига заключалась в том, как будут названы новые суда. Дело в том, что все трансатлантики «Кунарда» оканчивались на «ия», а «Уайт стал лайна» на «ик». Никто не хотел уступать. Вопрос рассматривался на самом верху. Лорд Ройден на аудиенции у короля Георга V обратился к нему с просьбой назвать лайнер именем «самой яркой и великой из всех женщин, носивших британскую корону», подразумевая при этом королеву Викторию. Так «Кунард» проталкивал своё название. Но король Георга V ответил: «Это самый приятный комплимент сделанный мне и моей супруге…». Паритет был соблюден, лайнер получил название «Куин Мэри». Строительство возобновили, и 26 сентября 1936 года «Куин Мэри» была спущена на воду.

С выходом «Королевы Мэри» на атлантическую линию, а это произошло 27 мая 1936 года, начался её поединок с французской «Нормандией». Первый рейс закончился 1 июня 1936 года. Расстояние между Саутгемптоном и Нью-Йорком было преодолено за 3 дня 23 часа 57 минут со средней скоростью 30,63 узла (56,72 км/ч). Всем пассажиром первого рейса был выдан специальный именной сертификат за подписью капитана лайнера. Во время своего шестого рейса «Куин Мэри» преодолела путь за 3 дня 20 часов и 42 минуты. Средняя скорость составляла 30,99 узла. Лайнер отобрал у «Нормандии» Голубую ленту Атлантики. Это был неформальный приз, который вручался самому быстроходному пассажирскому судну, работающему на маршруте Европа – США. На корабле хранился специальный серебряный кубок, а на мачте лайнера поднимали длинный вымпел голубого цвета. Французы не смирились, и до сентября 1939 года два великолепных лайнера соревновались в скорости.

С началом войны лайнер продолжал работать на своей линии. 1 марта 1940 года, находясь посередине Атлантического океана, на лайнере приняли радиограмму, из которой следовало, что «Куин Мэри» мобилизована как войсковой транспорт. На борту находилось 2 332 пассажира. Их доставили в Нью-Йорк. В порту лайнер перекрасили в шаровый цвет. Так у «Куин Мэри» появилось второе, неформальное название – «Серый Призрак». Лайнер поставили на переоборудование. Предметы роскоши, мебель. оборудование сдали на склад. Номинальная пассажировместимость новоявленного войскового транспорта составила 5 000 человек, хотя, например, в 1942 году лайнер за один раз перевез 12 000 человек! То есть трансатлантик за один рей перевозил через океан на фронт целую дивизию. Из вооружения на «Куин Мэри» были установлены 40-мм зенитные автоматические орудия. 21 марта 1940 года «Серый Призрак» покинул Нью-Йорк, чтобы через некоторое время оказаться в Сиднее.

Понимая особую ценность «Куин Мэри», маршруты для переходов планировали непосредственно в Адмиралтействе. Лайнер совершал все переходы только в одиночку, без эскорта, на максимальной скорости. Наверное, это был единственный случай, когда кораблям эскорта запрещалось сопровождать войсковой транспорт (да и не все эскортные корабли могли развить и поддерживать длительное время такую большую скорость), и когда у войскового транспорта был строжайший приказ не останавливаться, если рядом тонуло судно, и надо было спасать людей. Риск оказался оправданным. «Куин Мэри» видели в Кейптауне и Сиднее, в Тихом и Индийском океанах, в Средиземном море и в портах Новой Зеландии. Что интересно, даже, когда на борту находился Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, «Куин Мэри» шла в одиночестве, без кораблей охранения. За годы Второй мировой войны «трансатлантик в погонах» перевез 1,5 миллиона солдат и прошел расстояние в 916 407 км. Немецкая морская разведка не смогла обнаружить «Серого Призрака».

2 октября 1942 года, из-за нарушений инструкций Адмиралтейства, британский крейсер ПВО «Кюрасао» приблизился к «Куин Мэри». Произошло столкновение. Крейсер затонул в течение нескольких минут. 338 членов экипажа погибли. Был спасен командир крейсера и 26 членов команды. Лайнер после столкновения не остановился и продолжил движение.

Первые годы после окончания войны, «Куин Мэри» продолжал перевозить солдат, только в обратном направлении. В эти годы лайнер получил еще одно прозвище – «лайнер для невест». Дело в том, что американские солдаты возвращались домой с английскими девушками, которые стали их жёнами. Только 29 сентября 1946 года лайнер стал на ремонт в док Саутгемптона.

Двадцать лет после войны пара «королев» работала на атлантическом маршруте. В 1960 году на «Куин Мэри» в Советский Союз возвращались четверо советских солдат, которые выдержали дрейф на десантной барже в Тихом океане. В 1952 году американский лайнер «Юнайтед Стейтс» отобрал у «Куин Мэри» Голубую ленту Атлантики. Американский трансатлантик развил скорость в 35,59 узла. Об этом лайнере смотри статью «Засекреченный рекордсмен».

Но эра трансатлантических лайнеров подходила к концу. Реактивная гражданская авиация вынесла этим красивым судам окончательный приговор. Судовладельцы сопротивлялись, они пытались организовывать комбинированные маршруты (в одну сторону самолетом, в другую – на корабле), но ничего не помогало. Эпоха пассажирского судоходства через Атлантику завершилась.

«Куин Мэри» повезло. 24 июля 1967 года компания «Кунард лайн» объявила о продаже своего лайнера за 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Купили «Куин Мэри» американцы. Лайнер предполагалось поставить на вечную стоянку в калифорнийском порту Лонг-Бич. Последний свой рейс лайнер осуществил по очень необычному маршруту. Так как ширина «королевы» превышала ширину шлюзов Панамского канала на один метр, «Куин Мэри» прошла по следующему маршруту. Выйдя из Саутгемптона, пройдя Средиземным морем и Суэцким каналом, лайнер вышел в Индийский океан. После захода в мексиканский Акапулько, перуанский Кальяо и чилийский Вальпараисо, «Куин Мэри» обогнула мыс Горн и вернулась в Атлантический океан. После захода в Рио-де-Жанейро, лайнер прибыл в Лонг-Бич на вечную стоянку.

Сегодня «Куин Мэри» – это мемориальный корабль, на борту которого есть музей, гостиница и деловой центр. Желающие могут пройтись по всем палубам легендарного корабля. Предусмотрена даже такая необычная услуга, как венчание в корабельной часовне. Рядом с ней, то же, как музей пришвартована бывшая советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 по классификации НАТО — «Foxtrot».

За свою жизнь прославленный лайнер 12 раз снимался в кино.



Автор: Геннадий Фролов

Геннадий Фролов - один из основателей STC TV и уж совершенно точно основатель интернет-редакции нашей новостной компании. Фролов - старший сотрудник, чьи советы и опыт незаменим для всего коллектива. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.