В рамках проекта «Швейцарский флот» большие охотники за подводными лодками замаскировывали под крупные корабли

Для эпохи, когда главным источником получения информации о противнике на море была авиационная разведка, очень важно было эту разведку обмануть. В ход шли разные способы. В той статье мы расскажем о самом необычном из них, когда большой корабль имитировался с помощью относительного небольшого катера. Важным в этом обмане было то, что с большой высоты эскортный авианосец и замаскированный под него большой охотник за подводными лодками выглядели совсем одинаково.

После окончания Первой мировой войны всем стало ясно, что подводные лодки превратились в одну из основных угроз в войне на море. В океанских и морских районах борьбу с ними должны были вести эсминцы, фрегаты и сторожевые корабли, у побережья – противолодочные катера (в советском флоте такие катера назывались малыми охотниками МО). Но была потребность и в промежуточном классе – больших катерах, которые имели лучшую, чем малые охотники мореходность. Это позволяло формировать противолодочные группы и охранять конвои в более сложных погодных условиях (когда небольшие катера не могли выйти в море), или действовать на удалении от своих баз. В разных странах такие корабли назывались по-разному: корветы, или большие охотники (БО и SC в советском и американском флотах соответственно). Некоторые страны переоборудовали для этих целей гражданские суда, а СССР, США и Франция строили корабли по специальным проектам.

В конце 30-х годов в СЩА проводился конкурс на проект большого охотника. На выбор американским морякам были представлены катера нескольких проектов. Один из них, сторожевой катер Patrol, Coastal РС-449 был заложен в 1939 году и спущен на воду в 1940 году. Конкурс этот катер не выиграл, в серию пошёл другой проект, и РС-449 остался в единственном экземпляре. В 1940 году его переклассифицировали в большого охотника и переименовали в Submarine Chaser SC-449. Корабль стал опытовым кораблем американского флота. На нём испытывали новые образцы противолодочного оружия. В частности, знаменитый реактивный бомбомет «Hedgehog», прежде, чем был принят на вооружение американского флота и флотов стран антигитлеровской коалиции, прошёл испытания на SC-449. Дело в том, что имея сопоставимые размеры с серийными большими охотниками, SC-449 был значительно более устойчив и обладал отличной мореходностью. Это делало из него удобную платформу для испытания морского оружия. В таком качестве корабль провёл почти всю войну.

В конце весны – начале лета 1945 года американский флот стал готовиться к вторжению на японские острова. Операция «Даунфол» – «Downfall» – так американцы назвали операцию – по своим масштабам и количеству задействованных сил и средств была одной из самых крупных в ходе Второй мировой войны. Планировщики учитывали всё, в том числе и вероятность резкого увеличения атак японских лётчиков-смертников камикадзе на американские боевые корабли, осуществляющие и прикрывающие десантные операции. Это была реальная угроза, и с ней надо как то бороться. Так, в боях за Окинаву, Япония использовала 1 465 самолетов с лётчиками-камикадзе. Они потопили несколько кораблей и вывели из строя много боевых кораблей и транспортов. Американские штабные офицеры не сомневались, что по мере продвижения американских войск, количество камикадзе будет увеличиваться.

Для нейтрализации этой угрозы планировалось использовать самые разные средства – увеличение количества авианосцев, и, соответственно, самолетов для прикрытия сил десанта, усиления ПВО кораблей, использование кораблей дальнего радиолокационного дозора ДРЛО. Идея о самолете ДРЛО зародилась именно при планировании операции «Даунфол». Тогда, по понятным причинам, ничего не получилось, время таких самолетов пришло лет через двадцать.

Угроза, действительно, была серьезной. Если вначале камикадзе использовали серийные боевые самолеты, то с приближением войны к Японским островам генералы и адмиралы посчитали, что «полет в один конец» на боевом самолете – непозволительная роскошь. Для камикадзе был спроектирован специальный летательный аппарат – самолет-снаряд «Okha Model 22». Он имел небольшую дальность полета, и запускался с бомбардировщика, который находился вне зоны поражения ПВО американских кораблей. «Okha Model 22» имел реактивный двигатель, что затрудняло его перехват палубными самолетами с авианосцев.

Наряду с организационными и техническими решениями, в штабах задались необычным вопросом: «А можно отвлечь пилота-камикадзе на «фальшивые» корабли?». Суть идеи была проста. Летчик видит в море корабль, он его атакует. Но во время атаки пилот-камикадзе не может определить истинные размеры цели и понять, это настоящий авианосец, или что-то, замаскированное под него? Это очень сложно. В своих донесениях об атаках летчики и подводники всегда приблизительно указывали водоизмещения атакованного судна. Главное, чтобы с высоты «фальшивый» корабль выглядел бы, как настоящий. Предлагалось замаскировать простые и дешевые корабли (например, большие охотники за подводными лодками) под реальные боевые корабли и десантные транспорты. Из таких псевдо боевых кораблей можно было создавать целые обманные оперативные соединения, которые принимали бы на себя первые (и наиболее мощные) удары камикадзе, тем самым давая настоящему флоту вторжения реальный шанс высадить десант без потерь. Штабные офицеры обладали хорошим чувством юмора, назвав этот проект «Swiss Navy» – «Швейцарский флот». Как известно, Швейцария не имеет выхода к морю, и, соответственно, военного флота.

Но концепцию нужно было проверить на практике. Для этой цели идеально подходил опытовый SC-449. На верфи демонтировали вооружение охотника, надстройку и трубу. На их месте из специальной влагостойкой фанеры возвели полетную палубу, островную надстройку. На палубе установили макеты самолетов. Корабль должен был имитировать эскортный авианосец типа «Bogue». Надо сказать, что получилось очень правдоподобно. Посмотрите на фотографию. Вроде обычный эскортный авианосец ВМФ США. Но что-то в этой фотографии не так. Присмотритесь – на палубе фигура человека, напоминающая сюжет из книги Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». А на второй фотографии вид из кабины самолета на замаскированный SC-449 и реальный авианосец типа «Bogue». Как говориться, найдите 10 отличий. С воздуха, летчику трудно было понять, кто находится под ним – большой охотник, длиной 33 метра, или эскортный авианосец длиной 144 метра. В разгар атаки такое сравнение было сделать еще сложнее, тем более, находящемуся в сильном напряжении летчику-камикадзе.

Корабль в очередной раз сменил название. Теперь бывший морской охотник имел обозначение эскортного авианосца – CVE-449.

Испытания карманного авианосца закончились успешно, и было принято решение о массовой перестройке больших охотников типа SC в миниатюрные авианосцы, линкоры и десантные корабли. Программу «Швейцарский флот» ждало большое будущее. Однако, в итоге, «Швейцарский флот» так и не был создан. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и вступление в войну с Японией СССР положило конец Второй мировой войне. Операция «Даунфол» не была начата.

После подписания Японией капитуляции, PC- SC-CVE-449 был выведен в резерв, а в 1949 году корабль продали частному владельцу. У этого бывшего большого охотника была долгая, счастливая судьба. Сначала корабль использовался как океанографическое судно морского факультета Техасского университета «A&M» (Агрономический и Механический Университет). Как океанографической судно бывший большой охотник проплавал немало лет, пока его не продали компании «Service Marine Inc», которая использовала его как плавучее общежитие для экипажей землечерпалок. На слом корабль был продан только в 1974 году.



Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.