«Дорисовавший» картину ученицы Малевича «Три фигуры» охранник Васильев из Ельцин Центра может оказаться за решеткой

Резонансная история с участием 64-летнего охранника Ельцин Центра, который пририсовал глаза фигурам, изображенным на полотне ученицы Каземира Малевича Анны Лепорской, может закончиться арестом. Мужчину обвиняют в вандализме, а он утверждает, что его подговорили подростки, а он не распознал в абстрактной картине культурной ценности.

64-летний охранник Александр Васильев, который испортил выставленную в Ельцин Центре картину «Три фигуры» ученицы Каземира Малевича Анны Лепорской, может отправиться под арест. В минувшую пятницу мировой суд в Екатеринбурге отказал в назначении ему судебного штрафа. Мужчине предъявлено обвинение по части 1 статьи 214 УК РФ (вандализм). Ранее прокуратура усмотрела в его действиях преступный умысел на совершение порчи полотна. Интересно, что сначала по факту случившегося не стали возбуждать уголовное дело – оно было заведено лишь после жалобы Минкульта в Генпрокуратуру.

Если Васильева признают виновным, ему грозит наказание в виде штрафа, исправительных работ или ареста до трех месяцев. Сам охранник признает свою вину и раскаивается. К тому же, если верить его словам, акт вандализма, в котором его обвиняют, произошел по недоразумению.

«Просто детские рисунки»

Инцидент произошел 7 декабря 2021 года в Ельцин Центре, где проходила выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Одним из ее экспонатов стала картина Лепорской «Три фигуры», предоставленная Третьяковской галереей. Васильев «доработал» полотно, изображающее силуэты без лиц, и пририсовал двум фигурам глаза. Его причастность к порче предмета искусства стала ясна сразу же – камеры видеонаблюдения запечатлели этот момент. При этом в Ельцин Центре подчеркнули, что Васильев не является сотрудником учреждения. Там объяснили, что мужчина работает в частной охранной организации, с которым у Ельцин Центра заключен договор. По словам его директора Александра Дроздова, о случившемся, как и предусмотрено протоколом, незамедлительно было доложено страховой компании и главе Третьяковки Земфире Трегуловой.

После происшествия Васильев покинул рабочее место и в течение нескольких дней не выходил на связь, так как очень переживал. Сам охранник объяснил, что не собирался портить картину – к этому, по утверждению мужчины, его подтолкнули подшутившие над ним подростки.

Александр Васильев: «Наблюдал, как люди реагируют, и вот смотрю: стоят ребятишки лет 16-17, обсуждают, почему нет глаз, рта, никакой красоты! В компании были девчонки, они и попросили меня: «Нарисуйте глаза, вы ведь тут работаете». Я их спросил: «Это ваши работы?» Они: «Да». Дали мне ручку. Я нарисовал глаза. Я думал, это просто их детские рисунки!»

Тем не менее, в объектив камеры подростки не попали, поэтому в версию Васильева верят не все.

Наказать нельзя пожалеть

Нанесенный охранником ущерб оценили в 250 тысяч рублей. В настоящее время картина полностью восстановлена. Все расходы покрыла страховка. Однако в Третьяковке, как утверждает адвокат Васильева Алексей Бушмаков, опубликовавший в соцсетях официальный ответ галереи, на мировую идти отказались.

У Васильева нашлось немало заступников. История вызвала широкий резонанс в местных соцсетях, и большинство жителей Екатеринбурга встали на его сторону, посчитав, что мужчина не заслуживает более жесткого наказания. А губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объяснил поступок охранника контузиями, сообщив, что мужчина является ветераном войн в Афганистане и Чечне. Выступила в поддержку Васильева и телеведущая Ксения Собчак, возмутившаяся позицией руководства Третьяковской галереи и поинтересовавшаяся, не собирается ли вмешаться в ситуацию и заступиться за ветерана министр культуры Ольга Любимова.

Впрочем, есть и те, кто представляет противоположную точку зрения. Так, в частности, блогер и урбанист Илья Варламов посчитал неправильным, что мужчина «сваливает свою ответственность» на подростков. По его словам, для предотвращения инцидента Ельцин Центру стоило обеспечить охранника сканвордами. Некоторые осудили организацию за отсутствие инструктажа по поведению на выставке и общению с посетителями. Также высказывалось мнение о том, что поступок Васильева – это реальная оценка работы Лепорской, ведь он не просто так принял ее за детский рисунок.

Оказалось, что история привлекла внимание и за рубежом. Ее опубликовало британское издание The Guardian, читатели которого в комментариях вспомнили похожий эпизод про мистера Бина, а также попытались установить причины поступка Васильева.

Результат не ясен

От Третьяковской галереи никаких комментариев по поводу сложившейся ситуации не последовало. Фактическим потерпевшим можно считать ее учредителя – Минкульт. Как отмечает издание BFM со ссылкой на собственные источники, со стороны галереи не было предпринято никаких шагов навстречу, хотя там могли бы сообщить, что порча была не очень существенной, и нанесенный вред удалось исправить. По его данным, история форсируется благодаря участию некоторых сотрудников Минкульта, и каков будет ее исход, судить сложно. Отдельные эксперты склоняются к тому, что на вердикт суда повлияет общественное мнение – а оно на стороне Васильева.

К слову, у Третьяковки за последние несколько лет это не единственный суд, связанный с повреждением принадлежащих ей произведений искусства. В частности, в 2018 году пострадала известная картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» – урон полотну нанес посетитель музея Игорь Подпорин. Замоскворецкий суд Москвы приговорил мужчину к 2,5 годам лишения свободы. Картина была отреставрирована и вернулась в экспозицию весной 2022 года.



Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *