В 1955 году с борта судна исчезли 25 пассажиров и членов экипажа

Существует множество легенд о кораблях-призраках, которые покинули их экипажи, а суда продолжали бороздить океанские просторы. Таких «Летучих голландцев» периодически обнаруживают в открытом океане, вынесенных на песчаные отмели, или выброшенных на скалы. В этой статье мы расскажем о находке, сделанной в 1955 году. Тогда в Тихом океане нашли небольшое судно «Джойита». На борту не было ни экипажа с пассажирами, ни груза. Пытаясь объяснить произошедшее, рассмотрим несколько версий.

Первая половина ХХ века – период, когда максимальное развитие получили так называемые суда администраций, или административные суда. Речь о следующем. Для снабжения и управления отдаленными в океане островами и территориями, требовалось регулярное сообщение с ними. Ранее, в эпоху парусного флота, связь осуществлялось крайне редкими (несколько раз в год) рейсами парусных судов. В ХХ веке этого было уже недостаточно. Многие страны, территория которых включала острова в океане, обзавелись небольшими судами – паровыми и моторными яхтами, служебными пароходами и так далее. Они регулярно завозили продукты, топливо, перевозили пассажиров. Иногда для этих целей использовались частные суда, которые фрахтовались на конкретный рейс. В наше время таких судов практически не осталось – их заменили регулярные паромы и авиация. В прошлом же веке они были широко распространены.

В 1931 году в Лос-Анджелесе построили 21-метровую деревянную яхту MV «Joyita». Корпус яхты был сделан из кедра толщиной 51 мм при дубовых шпангоутах. Навигационное и радиооборудование соответствовало всем требованиям той эпохи. Водоизмещение яхты приближалось к 70 тоннам. Заказчиком был американский режиссёр Роланд Уэст. Моторная яхта была названа в честь его жены, актрисы Джуэл Кармен. Джойилита переводится с испанского языка как «маленькая драгоценность». Через несколько лет при загадочных обстоятельствах на борту погибает любовница режиссера, и он решил, что лучше яхту продать. Покупателем был Милтон Бэкон в лице его компании «Milton E. Beacon». Яхта совершила несколько переходов в Мексику и участвовала в международной выставке «Золотые ворота» 1939-1940 годов в Сан-Франциско.

Незадолго до нападения Японии, в октябре 1941 года «Joyita» купил ВМФ США. Яхту привели в Перл-Харбор, где её вооружили и переклассифицировали в патрульный катер YP-108. Дело в том, что в Тихом и Атлантическом океане США должны были патрулировать огромную акваторию. Для решения такой задачи кораблей флота и Береговой охраны явно не хватало. Поэтому перед вступлением США в войну и сразу после, были куплены и мобилизованы сотни океанских моторных яхт. После их вооружения и оснащения радиоаппаратурой они становились вспомогательными патрульными кораблями и катерами. Именно яхты патрулировали побережье и воды островов, находящихся под юрисдикцией США. Корабли Береговой охраны были переданы в оперативное подчинение ВМФ. Патрульный катер YP-108 до победного 1945 года патрулировал воды вокруг Большого острова Гавайи. Не обошлось без происшествий. В 1943 году YP-108 сель на мель. Но поскольку такого рода кораблей не хватало, катер отремонтировали. Во время этого ремонта были заменены все трубопроводы.

После окончания Второй мировой войны необходимость в сотнях патрульных яхт отпала. Мобилизованные яхты были возвращены владельцам, купленные флотом – проданы частным лицам. В 1946 году яхту разоружили, а в 1948 году продали компании «Louis Brothers».

Компания «Louis Brothers» владела рыболовецкими судами, поэтому бывшая яхта прошла соответствующее переоборудование. Во-первых (это сыграет в дальнейшем важную роль), «Джойиту» сделали практически непотопляемым судном. Борта с внутренней стороны были обшиты пробкой. Такая доработка сделала из бывшей яхты судно, которое не утонет даже при наличии пробоины. Во-вторых, на «Джойите» установили специализированное холодильное оборудование. И, в-третьих, заменили судовые главные двигатели. На бывшей яхте установили два дизельных двигателя мощностью 225 л.с. и два дизельных двигателя для генераторов. Всё это сделали для того, чтобы «Джойита» могла успешно работать в составе рыбодобывающего флота компании. Но что-то пошло не так, судно эксплуатировалось мало, и в 1952 году бывшую яхту продали профессору Гавайского университета, доктору Катрин Луомале. Капитаном на нем стал её друг Томас Мюллер, английский моряк, постоянно живший на Самоа. Он использовал «Джойиту» как рыболовецкое судно, но при случае и как торговое, при наличии фрахта на доставку грузов и пассажиров на отдаленные острова.

Для последнего плавания судно зафрахтовал чиновник из Новой Зеландии Роджер Пирлесс. За шесть месяцев до описываемых событий его назначили окружным администратором островов Токелау (в округ входит три острова), и он стал совершать поездки между Самоа и островами Такелау, обеспечивая доставку продовольствия и медикаментов на острова. Обратными рейсами он вывозил с Токелау копру – высушенную мякоть кокосов – главный экспортный товар островов. Часть рейсов проводились судами островных администраций, часть – зафрахтованными частными судами, такими, как «Джойита». На октябрь 1955 года был запланирован очередной рейс. На борту судна были 16 членов экипажа «Джойиты», два представителя компании «Coxon», которые оплачивали эти перевозки и шесть пассажиров, включая самого Роджера Пирлесса. В числе пассажиров был хирург, направлявшийся на Токелау для проведения хирургической операции, и двое детей. Один пассажир, Джозеф Перейра, поднялся на борт за минуту до отплытия. Некоторые источники утверждают, что судно было не в надлежащим техническом состоянии, а судовая рация имела небольшую мощность и, следовательно, небольшую дальность работы. Груз «Джойиты» состоял из медикаментов, 80 пустых бочек из-под масла объемом в 200 литров и продуктов питания.

3 октября 1955 года, около 5-00 утра по местному времени, «Джойита» вышла из порта Алиа на Самоа, и направилась к островам Токелау. Расстояние между островами составляет около 270 морских миль – 430 км. Выйти в море «Джойита» должна была на день раньше, но выход задержала поломка в левом двигателе судна. В итоге, бывшая яхта вышла в море на одном двигателе. По плану переход должен был занять от 41 до 48 часов. На острова Такелау «Джойиты» должна была прийти 5 октября. 6 октября судно в порт не пришло. В эфире сигнала SOS не прозвучало. Началась поисково-спасательная операция.

В период с 6 по 12 октября летающая лодка Short «Sunderland Mk V» ВВС Новой Зеландии произвел облет акватории площадью в 100 000 квадратных миль, где, теоретически, могла произойти катастрофа. Никаких признаков «Джойиты», экипажа и пассажиров обнаружено не было. Только пять недель спустя, 10 ноября с торгового судна «Тувалу», которое следовало из Сувы в Фунафути, была замечена «Джойита». Точка встречи находилась более, чем в 600 морских милях (около 970 км) к западу от маршрута следования «Джойиты». Бывшая яхта была частично затоплена (благодаря пробковому слою судно не затонуло), имело большой крен. На борту не было ни экипажа, ни пассажиров, четыре тонны груза исчезли. Поднявшиеся на борт моряки установили следующее.

Надстройка была немного повреждена, разрушен ходовой мостик, в рубке были выбиты стекла. Спасательная шлюпка и три спасательных плота исчезли. Как мы уже говорили, один двигатель был разобран – его пытались починить. «Джойита» шла под вторым двигателем. Корабельная рация была настроена на частоту 2182 КГц – международный канал бедствия, но сигнал SOS никто не слышал потому, что был разрыв кабеля между рацией и антенной. Все ходовые огни были включены, что говорит о том, что что-то произошло в тёмное время суток. Судовой журнал, секстант, хронометр, оружие отсутствовали. В завершении осмотра на борту была найдена сумка хирурга с инструментами. В сумке, кроме них было четыре окровавленных бинта.

По количеству оставшегося в танках топлива, было подсчитано, что «Джойита» прошла около 243 морских миль (391 км), и практически дошло до Такелау. По расчетам, судно не дошло до островов всего около 50 морских миль и, вероятно, все произошло во вторую ночь рейса.

Одним из фактов, который мог бы пролить свет на то, что произошло, стало следующее. Когда в порту Сувы специалисты осматривали «Джойиту», пришвартованную к причалу, они услышали звук поступающей внутрь судна воды. Было обнаружено, что трубопровод, по которому поступала вода для охлаждения двигателя, вышел из строя, и вода поступала в машинное отделение. Если судовые насосы были без фильтров, откачка воды была бы сильно затруднена.

Официальное расследование было проведено в феврале 1956 года. Оно констатировало плохое техническое состояние судна, но при этом отмечалась и его непотопляемость. Судьба экипажа и пассажиров «необъяснима на основании доказательств, представленных в ходе расследования». Особо отмечалось отсутствие всех спасательных средств, хотя покидать судно не было никакой необходимости – утонуть «Джойита» просто не могла. Дополнительную плавучесть судну обеспечивали и пустые бочки в трюме. Как версия, рассматривалась возможная причина поступления воды – повреждение трубопровода системы охлаждения двигателя. Возможно, сильная волна накренила судно. Почему люди покинули «Джойиту», расследование не выяснило, но возложило всю ответственность на капитана Миллера. Во-первых, он не имел право выходить в море с одним неработающим двигателем, а во-вторых, у «Джойиты» была аннулирована лицензия на перевозку пассажиров. Капитан пренебрег этим, и вышел в рейс.

Поскольку исчезли все, находящиеся на борту, сначала по Новой Зеландии, а потом и по остальному миру поползли различные версии произошедшего.

Версия о гибели капитана. Капитан знал об особенности конструкции «Джойиты», поэтому он никогда бы не покинул судно, понимая, что оно не утонет. Поэтому эта версия гласит, что в результате произошедшего, капитан погиб. Косвенным подтверждением этой версии служат найденные в медицинской сумке окровавленные бинты.

Версия о японских рыбаках. Газета, издававшаяся на Фиджи «Таймс энд Геральд» сообщила, что во время перехода «Джойита» прошла рядом с флотилией японских рыболовецких судов. По версии газеты, экипаж и пассажиры «Джойиты» заметили что-то, что японцы не хотели, чтобы они видели.

Версия о японских военных. Лондонская газета «Daily Telegraph» выдвинула ещё одну версию, связанную с Японией. К исчезновению судна якобы причастны японские военные, которые не знали об окончании Второй мировой войны, и продолжали воевать с какой-то неизвестной островной базы в океане.

Фантастические версии. К таким относились утверждение, что к исчезновению людей причастна советская подводная лодка (напомним, это было самым началом «холодной войны»), и версия о нападении на «Джойиту» морских разбойников. В последней версии утверждалось, что пираты напали на судно, убили экипаж и пассажиров и похитили часть груза. Напомним, действительно четыре тонны груза, перевозимого «Джойитой», пропали. К этой же группе версий относится версия о мятеже на борту судна. Суть версии состоит в том, что часть членов экипажа и пассажиров, зная о плохом состоянии судна, потребовали от капитана вернуться назад, но Миллер не согласился. В результате драки капитан был убит, или получил травму. Возможно, что при этом судно проходило мимо какого-то рифа, и мятежники решили на плотах добраться до него, но ветер унес их в океан.

Удивительно, но история «Джойиты» на этом не закончилась. В 1955 году старое судно было продано с аукциона, и её владельцем стал житель Фиджи Дэвид Симпсон. Он переоборудовал и отремонтировал «Джойиту». Но нормально эксплуатировать её не мог, так как не был юридически оформлен перевод её из реестра судов США в реестр Великобритании. В январе 1957 года судно село на мель, перевозя 13 пассажиров в море Коро. Бывшую яхту отремонтировали ещё раз, и с 1958 года она стала работать на регулярной линии между Левукой и Сувой. В 1959 году судно опять село на риф. С репутацией «невезучего корабля» оно было брошено владельцем. Но и на этом судьба судна не закончилась. Останки судна купил в 1966 году некий майор Дж. Каслингу-Коттлу. Он был управляющим туристического и рекламного бюро и хотел сделать из останков судна музей и кафе. Но, увы, море уничтожило остатки «Джойиты» до начала работ.



Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.