Должна ли «Русско-Высоцкая птицефабрика» обеспечивать россиян курятиной и яйцами, или проще от нее избавиться

В Ленинградской области случилась запутанная и чем-то забавная политико-хозяйственная история в связи с птицефабрикой в поселке Русско-Высоцкий. Владельцы куриного бизнеса решили его ликвидировать, продав землю стройкомпаниям, а Александр Дрозденко в «социальных» целях делать это запретил. Парадокс в том, что губернатор хотел набрать очки у населения, но не учел, что местные жители просто мечтали избавиться от в прямом смысле удушливой птицефабрики.

Поселок Русско-Высоцкий Ломоносовского района Ленинградской области совсем небольшой — с населением в 4817 человек. Однако довольно неожиданно врезался в высокую политику 47-го региона, не зря же первое название поселения — Высотное. Впрочем, сама птицефабрика не под стать поселку — предприятие масштабное, в 20 га, а неприятные для обоняния субстанции оно разносило куда дальше Русско-Высоцкого, к примеру, в туристическую мекку Петергоф-Ломоносов.

Земля под фабрикой стоит до 12 миллиардов

В Ленинградской области две основных птицефабрики — в поселке Синявино (Кировский район) и в Русско-Высоцком. Понятно, что основной конечный продукт — курятина. Отличие последнего предприятия: раз — оно древнее, основано еще в 1968 году; два — есть специализация именно на цыплятах-бройлерах; три — при фабрике есть свой перерабатывающий комбинат, что позволяет производить и полуфабрикаты. Также важно, что «Русско-Высоцкая птицефабрика» дает рабочие места в поселке и ближайших населенных пунктах — занято почти две тысячи человек. Не только «на фирме», но и в логистических и других цепочках.

И при таки вводных руководство птицефабрики решает ее прикрыть, а землю отдать строительным компаниям. Ломоносовский район сейчас престижен и активно застраивается.

Правительство Ленобласти среагировало на ситуацию довольно быстро — аграрный вице-губернатор Олег Малащенко созвал специальное совещание с участием гендиректора фабрики Николая Шикова, совладельца Михаила Осипова и замглавы администрации Ломоносовского района Романа Дерендяева. Доподлинно неизвестно, насколько жестким либо конструктивным был разговор, бизнесмены прессу не уведомляли, а чиновники говорили как раз конкретно: «Русско-Высоцкая птицефабрика должна продолжить работать». Но без объяснений, как. Известно, что земля под фабрикой стоит примерно 10-12 миллиардов рублей. Сумма по меркам Ленобласти более чем солидная. Вице-губернатор пообещал, что предприятие заработает в течении двух месяцев. Они почти прошли. И?

Акцент на социальном мотиве

И ничего. Фабрика не работает, идет только процесс консервирования, оптимизации электроэнергии, определенных техинструментов. Как говорят анонимно в администрации Ломоносовского района, «никакого желания возобновлять работу у фабрики нет, и социального напряжения ее закрытие не несет». Напротив, глава района Алексей Кондрашов в интервью «47 ньюс» заявил, что «мы не рассматриваем территорию как потенциальную для жилищного строительства». А зампредседателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений Барановский заявил: «Никакие градостроительные документы, которые предполагают строительство жилья на этой территории, ни правительство Ленинградской области, ни район, ни местная администрация согласовывать не будут. Ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе».

От источников, близких к «аграрному» сектору правительства Ленобласти, удалось узнать подоплеку активности властей в плане спасения птицефабрики: «Хотелось сделать акцент на социальном мотиве. Позиции Александра Дрозденко в регионе крепки во многом за счет поддержки в наше непростое время производств, которые дают жителям области рабочие места. Фабрика в Русско-Высоцком должна работать, чтобы работали люди. Да и качество продукции вряд ли у кого вызывало нарекания. Всё для людей»!

Однако в этом лозунге и оказалась «зашита» проблемы. Кто бывал хотя бы в километре от масштабной птицефабрики, поймет, особенно с попутным ветром, что значит смрад по-настоящему. Местные жители в беседе с корреспондентом не отличались эвфемизмами: «Жить (…) невозможно так (…). Да дома окна ни летом, ни зимой не открыть, на улицу не выйти. Зашибают там (…) бабло, а люди в (…).»

Плюс с фабрики, по словам местных — весной со снегом шли отходы прямо в деревни. Не нашлось человека, который бы не радовался закрытию птицефабрики и в Петергофе. Опять-таки иногда с ветром она дает туристическому пригороду Санкт-Петербурга необычайный аромат. А Петергоф — город федерального туристического значения, и недооценивать этот момент нельзя. Тем более и Константиновский дворец в Стрельне, периодически бывающий резиденцией президента РФ, тоже совсем близко.

Политолог Владимир Большеков поясняет: «Тут у Дрозденко случилась именно аппаратная, политическая ошибка. Он считал, что выиграет очки у населения, волевым решением сохранив фабрику под предлогом консервирования рабочих мест. С соответствующими реляциями в местной прессе. Но она населению как-то оказалась совершенно не нужна, потому что задействовано там не так уж много народа для такого крупного региона. Советники Дрозденко просто не разобрались в ситуации, надо было досконально изучать вопрос и народные чаяния, настроения и эмоции. Люди устали от вони, если по-простому говорить. И считают, что владельцы просто наживаются, загрязняя уникальный природный край. Но благо выборы в 47-м регионе еще нескоро, хотя мы же знаем, что популярность и доверие к губернаторам может корректироваться и без выборов. Масштабные агрохолдинги у многих вызывают вопросы — отходы их жизнедеятельности буквально убивают природу вокруг, но это уже вопрос федеральный, куда там Ленобласти до Кубани».

Сектор продовольственной безопасности

И что сейчас, на середину лета? В том и дело, что лето: чиновники и бизнесмены имеют право на молчание. Точно, что фабрика практически простаивает. После скандала, ее территория может существенно подешеветь. Но не факт — коттеджная застройка в Ломоносовском районе идет бравурно. Возможно, властям Ленобласти удастся найти и других собственников — не зря же Дрозденко заявил, что «фабрика в Русско-Высоцком относится к сектору продовольственной безопасности». Это грамотные слова в мобилизационные времена.

Так или иначе, как говорят причастные чиновники и политологи, в ситуации с птицефабрикой возникла политико-хозяйственная коллизия: собственники хотели закрыться, и, видимо, уже нашли покупателей земли; губернатор области «вступился за народ», за рабочие места; народ же только и мечтал о закрытии токсичного предприятия. И вот ведь — заинтересантов в истории много — и все сейчас в проигрыше.



Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *