Как Смольный решил освободить исторический центр Санкт-Петербурга за 100 рублей в час, но, возможно, дороже

Уже к концу этого года в Санкт-Петербурге число платных парковок решено увеличить с 8 тысяч до 28 тысяч. Неужели пройдет радикальная реформа по освобождению центра города, или же сотрудникам автоинспекции придется нон-стоп вызывать эвакуатор? Вопрос касается автомобилистов, пешеходов, туристов и, конечно, чиновников Смольного. И почему данное решение – неожиданное, в отличие от похожей темы двенадцатилетней давности.

Для начала юридические пояснения. За платные парковки отвечает комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга. И процитируем его официальный сайт в этом разрезе: «С 3 сентября 2015 года в Центральном районе города на 27 улицах, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, набережной реки Фонтанки и Кирочной улицей, начала функционировать пилотная зона платной парковки. 7 декабря 2020 года в зону платной парковки вошла улица Рубинштейна. В настоящее время протяженность зоны платной парковки составляют порядка 16,0 км и включает 28 улиц, емкость парковочного пространства – 2903 машиноместа». Отметим, что последнее изменение на сайте датировано 25 апреля 2022 года. Однако больше на офсайте о платных парковках информации найти не удается – в том числе об их увеличении. Однако из бумажных документов, которые стали доступны СМИ, платных парковок в городе уже около 8 тысяч. В основном всё в том же Центральном районе, где Невский проспект и вся другая красота. Сейчас же Смольный собирается покрыть платной парковкой уже весь Центральный и частично ближний Адмиралтейский районы, увеличив количество платных улиц с 99 до 364, или же с 8 тысяч до 28 тысяч коммерческих паркомест. В Питере не привыкать к революциям, парковочная – очередная.

Считается, что первый частный автомобиль появился в Санкт-Петербурге в 1896 году, а первый автобусный маршрут возник в 1907 году, соединивший Александровский сад и Балтийский и Варшавский вокзалы. Сколько именно в 1930-е было легковых автомобилей в Ленинграде, точно неизвестно, но примерно около полутора тысяч. Сейчас в Петербурге, по данным профильных ресурсов, около 2,3 миллиона частных и служебных легковых авто.

Центр Ленинграда хотел освободить еще Сталин

А почему? Дело в том, что исторический, действительно уникальный центр Петербурга, с его четкой геометрией, небесными линиями давно хотели освободить от казенных учреждений, сделать пешеходным, по-настоящему видовым. Как в «европах» модно иметь так называемый «старый город» — место притяжения для туристов, которые могут спокойно и вдумчиво пройтись по настоящей истории, не уворачиваясь от машин. Эту мысль разделяли еще Иосиф Сталин и очень близкие ему люди – первые секретари горкома Ленинграда Сергей Киров (в период с 1926 по 1934 гг.) и Андрей Жданов (1934-1945). Так возник помпезный Московский район в городе Ленина – преимущественно «сталинской» застройки и доминантой в виде Дома Советов архитектора Ноя Троцкого (не родственник Льва Броншейна, если что). Именно в этом здании должна была разместиться вся политическая, чиновничья, депутатская и номенклатурная верхушка Ленинграда и области, но для начала переехала только областная, которая там пребывала до самого конца советского периода нашей истории. А на месте нынешней известной гостиницы напротив Московского Парка Победы должна была по генплану появиться статуя Сталина высотой около 30 метров. Именно в Московском районе предполагалось разместить весь чиновничьей аппарат, на который заточена общая логистика различных «ходоков» административно-делового характера. А исторический центр города полностью освободить от казенных учреждений, оставив его людям и туристам, сделав практически пешеходной зоной. Чтобы наслаждаться творением Петра без помех.

Однако по каким-то причинам, возможно, из-за смерти пробивного Кирова, позже войны и блокады, планы по переносу чиновничьего центра в Московский район не осуществились. Сейчас и правительство Ленобласти из Дома Советов перебралось поближе к Смольному на площадь Пролетарской диктатуры. Но от грандиозного плана переноса Петербурга в новый Ленинград остался не только Дом Советов и красивейшая площадь перед ним, но и около восьми десятков домов-«сталинок», которые до сих пор в Питере считаются даже не элитным жильем – элитарным.

И вот сейчас, пусть не так масштабно, конечно, Смольный опять делает попытку разгрузить исторический центр Санкт-Петербурга от автомобилей, которых со времен Кирова и Жданова в городе стало в два миллиона раз больше. И это не фигура речи.

Идея хорошая, но дорогая

Вроде бы идея хорошая, можно даже сказать, культурная и гуманитарная. Но есть ряд «но», исходя из опыта подобных реформ прошлых лет. Двенадцать лет назад при губернаторе Валентине Матвиенко была масштабнейшая программа по строительству многоэтажных паркингов и «перехваточных» парковок. Идея на бумаге вполне здравая. Паркинги, тем более, они вертикальные, что под землю, что наоборот ввысь, экономят землю, являются чуть ли не единственным средством в мегаполисе компактно размещать машины. А «перехваты» (из сленга автовладельцев) из района, где нет метро, размещаются у «спальных» станций подземки, до которых можно доехать и «бросить тачку». В принципе, такой услугой пользуются, но… немногие автовладельцы. Конечно, причина, по которой паркинги и «перехваты» пока не приживаются, банальная – для большинства петербуржцев по деньгам это роскошь. Средняя стоимость машиноместа в паркинге – 7 тысяч в месяц, а в центре – до 15 тысяч; а оставлять авто на перехваточной парковке в день будет стоить как минимум 450 рублей (в зависимости от района). Дороговато даже для среднего класса. Впрочем, похоже, Смольный, выдвигая идею почти тотальной платной парковки в Центральном районе, на это и рассчитывает. Именно высокая цена парковки поможет разгрузить исторический центр от нагромождения машин. Звучит довольно цинично, зато логично. Тем более, как шепчутся профильные чиновники, это только начало: по плану, помимо Адмиралтейского, еще и Василеостровский и Петроградский районы войдут в программу. Возможно, даже Калининский. Тоже центральные локации и крайне ограниченные по территориальному пространству, что уличному, что дворовому. Все-таки эти районы строились во времена гужевого транспорта.

«Платить тысячу – перебор»

Главное, конечно, цена вопроса. И тут есть инсайдерская информация. Сейчас час платной парковки стоит 100 рублей (правда, «всего», если и правда оставил машину только на час – а если приехал на работу, где проводишь 8-9 часов?), месячный абонемент стоит 20 075 рублей, есть даже ежегодный стоимостью 179 580 рэ. Любопытно, что платная парковка распространяется и на местных жителей, которое имеют лишь скидки и льготы в зависимости от статуса (инвалиды, многодетные семьи и пр.). Так вот, пока не по официальным данным, час парковки в центре скоро может вырасти минимум в два раза. Такие уверенные слухи ходят в профильном комитете правительства. Понятно, что это жёсткий вариант выдавливания легкого, не общественного транспорта из центра Санкт-Петербурга. И многие этим будут довольны. Корреспондент «Нашей версии» поспрашивал общественников, которые давно ратовали за пешеходные улицы, какой стала, к примеру, Малая Садовая, и наткнулся с одной стороны, на радость, а с другой на личные опасения. Одна из сторонниц «красивого Петербурга» (просто выражение, не путать с одноименной общественной организацией) чётко сформулировала неоднозначность ситуации: «Конечно, давно хочется, чтобы уникальный исторический Петербург был освобожден из плена бесконечных «тачек», которые перегородили всё на свете. Смотрится это убого, не говоря уж про убитую экологию. Можно за что угодно критиковать петербургскую власть, но только не за общественный транспорт в центре города. Его полно: автобусы и троллейбусы идут нон-стоп, и почти пустые. Лучше бы их в спальные районы перевести, но это другой вопрос. Главное, передвигаться можно легко, на остановке не замерзнешь. Что касается тотальной платной парковки в центре легкового транспорта, то идея хорошая, но в одном, и может, главном, очень плохая. Мы же знаем, что ведомственных авто эта история не коснется, пострадают опять-таки простые люди, многие из которых просто работают в центре города, им некуда деваться. Платить тысячу или больше в день за машиноместо – перебор. Я поэтому и не хочу называть своего имени, потому что накинутся сразу люди – что ты за жлоб такой, попробуй платить и за кредит машинный, и за ее парковку, всё понимаю. Помню, были идеи для тех, кто оставляет машину на «перехвате», предоставить бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте в центре города. Почему бы не взять за основу такой вариант? Такие примеры есть в Европе».

И опять-таки, слухи про льготы в транспортном комитете горправительства тоже ходят, почему и нет? Ведь компромиссный вариант.


Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *