Пассажиров может ждать коллапс во время досмотра в аэропортах из-за устаревшего оборудования

Российские аэропорты попросили разрешить использовать устаревшее оборудование для досмотра багажа и пассажиров – соответствующая техника производится за рубежом, и ее срок работы рассчитан на десять лет. Если разрешение не дадут, досмотры могут перевести в ручной режим, а это может обернуться многочасовыми очередями при прохождении предполетных процедур.

Ассоциация «Аэропорт», куда входят Домодедово, Пулково, «Аэропорты Севера», Дальнего Востока и еще три десятка воздушных гаваней, обратилась к российскому Минтрансу с просьбой разрешить аэропортам не списывать иностранное оборудование для досмотра багажа и пассажиров после того, как установленный срок его эксплуатации истечет. Это относится к техсредствам, которые используются для досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо от 5 мая, адресованное главе Минтранса Виталию Савельеву. Ассоциация обращает внимание, что срок использования технических средств досмотра (ТДС), изготовленных за рубежом, как правило, ограничивается десятью годами. По истечении этого периода их уже нельзя использовать, не нарушая при этом закон. Антироссийские санкции, которые были введены из-за ситуации на Украине и затронули, помимо всего прочего, импорт иностранного оборудования, лишили воздушные гавани возможности обновить технику, а во многих аэропортах сроки ее эксплуатации истекают в ближайшее время. В письме уточняется, что российского оборудования нет в необходимом количестве, поэтому 90% аэропортов на территории РФ укомплектованы ТДС производства США, Великобритании, Германии и Финляндии, и заменить их на свежие в обозримой перспективе не представляется возможным.

В ручном режиме

В обращении к главе Минтранса отмечается, что если не разрешить использовать в воздушных гаванях оборудование с истекшим сроком эксплуатации, аэропортам не останется ничего иного кроме как перейти на ручной и визуальный режим досмотра, результатом которого неминуемо станут многочасовые пробки в зоне спецконтроля.

Даже при наличии современного оборудования – сканеров, рамок металлоискателей и других средств досмотра – предполетные процедуры зачастую отнимают у пассажиров немало времени – человеческий фактор никто не отменял, а спецконтроль – одно из «узких мест» при прохождении предполетных процедур. Но при благоприятном раскладе на это уходит не больше нескольких минут. И сложно представить, на какое расстояние растянется очередь, если каждого пассажира и его ручную кладь будут осматривать без привычной техники. А перед этим пассажирам придется стоять еще одну очередь, чтобы сдать багаж – то есть, снять с тяжелого чемодана чехол, раскрыть его, показать сотруднику тщательно уложенное содержимое, привести его в порядок после досмотра, закрыть чемодан, надеть чехол и, наконец, отдать багаж. Получается, что если сейчас в аэропорт рекомендуют приезжать за пару часов до рейса, с переводом в «ручной режим» люди должны будут прибывать туда минимум за 4-5 часов – чтобы успеть пройти все предполетные процедуры и не опоздать на посадку.

Не стоит забывать и о том, что техника более совершенна, чем визуальный досмотр, поэтому едва ли его можно считать полностью безопасным. Где гарантия, что в отсутствие специального оборудования кто-то из сотрудников не пропустит на борт самолета потенциально опасный предмет?

Продлить ресурс

В ассоциации «Аэропорт» обратили внимание, что на данный момент возможность переоснастить воздушные гавани российкими ТСД отсутствует. Процесс импортозамещения потребует не менее пяти лет, и для того, чтобы избежать коллапса в аэропортах, необходимо возобновить практику «продления ресурсов», которая имела место до 2016 года. Другого способа решить проблему, как считают представители организации, нет. В ассоциации предлагают поручить проведение соответствующей процедуры ФГУП ГосНИИ ГА.

Возможно, на бумаге это действительно позволит решить вопрос – уполномоченная организация поставит допуск, и к аэропортам не будет никаких претензий из-за того, что они эксплуатируют устаревшие ТСД. Но есть важный нюанс: такое искусственное продление сроков использования оборудования вряд ли поможет гарантировать работоспособность техники на практике.

Существует и еще одна проблема: раньше процедура продления ресурса была платной, но сейчас, учитывая сложную экономическую ситуацию, снижение объема авиаперевозок и другие затруднения, аэропорты не готовы к таким расходам. Этот вопрос можно было бы решить таким же способом, как с сертификатами летной годности на иностранных самолетах, с получением которых также возникли проблемы из-за санкций – продлевать сроки действия автоматически.

Неясные перспективы

«Коммерсантъ» приводит комментарии представителей разных российских аэропортов, которые оценили перспективы работы ТСД. В частности, в ГК «Аэродинамика», куда входят воздушные гавани Сочи, Анапы и Краснодара, усомнились в том, что возвращаться к практике «продления ресурса» целесообразно. Инициативу там назвали бессмысленной, уточнив, что в ряде аэропортов группы оборудование обновлялось в последние два года, следовательно, до истечения сроков эксплуатации еще много времени, и продлевать их нет необходимости. В перспективе же замену реально найти в Китае или на отечественном рынке.

В петербургском аэропорту Пулково указали, что оборудование, сроки работы которого устарели, может эксплуатироваться, если будут обеспечены «определенные технические характеристики». Там также предложили обратить внимание на технику китайского, российского и белорусского производства.

В некоторых аэропортах сообщили, что их оборудование рассчитано на более продолжительный срок эксплуатации: в частности, в Красноярске ТСД могут использоваться в течение 15 лет, а после истечения установленных сроков устройства при необходимости подлежат ремонту.

Как уточнили в крупнейшем российском аэропорту Шереметьево, все ТСД в воздушной гавани иностранного производства и могут использоваться еще не менее пяти лет. При этом техподдержкой занимается отечественная компания.

Впрочем, говорить об уходе иностранных компаний из этого сектора еще преждевременно. Зарубежные поставщики пока не отказывались от своих обязательств по обслуживанию техники, но некоторые из них уже остановили поставки по оплаченным договорам, не пожелав объяснять причины такого шага. Некоторые воздушные гавани уже сократили число работающих рамок, чтобы не тратить лишний ресурс.

Российские аэропорты рассчитывают, что иностранные производители ТСД все же сохранят с ними отношения. Переход на российские аналоги выглядит не самым предпочтительным шагом – возникают сомнения в том, что оборудование будет работать так же быстро и без перебоев, не возникнет ли дефицита комплектующих для ремонта и сборки.

В России производством соответствующего оборудования занимается «Ростех», который выпускает рентгенотелевизионные установки (интроскопы), а также металлодетекторы в виде рамок или усовершенствованные устройства с тепловизорами и другими дополнительными опциями. Как сообщили в госкорпорации, оборудование выпускается партиями от 50 единиц, и «Ростех» располагает «мощностями для кратного увеличения объемов производства».


Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.