Украинские коррупционеры тоже плачут

Подозрения в отношении действующего президента и претензии к двум бывшим главам государства — с такими итогами вышло в 2022 год Национальное антикоррупционное бюро Украины, которое в течение почти семи лет занимается расследованием финансовых нарушений высших чиновников. При этом, работой ведомства и его детективов оказались недовольны как граждане страны, так западные партнеры, которые выделяют немалые средства на работу НАБУ. 

Антикоррупционер вне закона

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) стало первым органом, который после событий 2014 года учредил Киев для борьбы с коррупцией. Создание Бюро было одним из требований Международного валютного фонда. Подобные структуры существуют в США, ряде европейский стран, Сингапуре, Израиле и Индии. 

За НАБУ закрепили самые серьезные коррупционные дела: согласно закону, детективы антикоррупционного бюро осуществляют досудебное расследование преступлений, если сумма взятки превышает 500 минимальных зарплат. На сегодня это порядка 1,6 млн гривен (примерно 5,6 млн рублей). Структура включает в себя центральное управление и семь территориальных управлений, ее предельная численность составляет 700 сотрудников. 

С момента создания директором Бюро является бывший сотрудник прокуратуры Киевской области и адвокат Артем Сытник. Указ о его назначении действующий тогда президент Петр Порошенко подписал 16 апреля 2015 года. По закону срок полномочий главы НАБУ составляет 7 лет, и одно и то же лицо не может занимать эту должность два срока подряд. В отставку директора может отправить Верховная Рада Украины, если выразит ему недоверие. Но пока скандалы вокруг Сытника завершались для его карьеры достаточно безболезненно. 

Так, уже в первый год работы Сытника в НАБУ Генпрокуратура начала против него досудебное расследование по ч. 1 ст. 364 УК Украины — “Злоупотребление властью или служебным положением” за включение посторонних лиц в состав делегации для поездки в Лондон. По данным российских СМИ, главный детектив страны взял в рабочую поездку в Великобританию свою жену Анну Сытник. В ответ на эти претензии директор НАБУ заявил, что его супруга путешествовала как частное лицо за собственные деньги.

В 2017 судебный иск против Сытника подал народный депутат Украины Борислав Розенблат. По мнению заявителя, глава антикоррупционного органа незаконно привлекал к оперативно-розыскной деятельности на территории Украины сотрудников ФБР, не заключая при этом соответствующие международные договоры с США. Однако, Фемида сочла данные претензии несостоятельными. 

А в 2019 Сарненский районный суд признал директора НАБУ виновным в сокрытии данных в электронной декларации. Было установлено, что в документ не были внесены факты отдыха в элитном охотничьем хозяйстве «Полесское-Сарны». За Сытника платил другой человек, и суд посчитал это подарком главному антикоррупционеру страны, подлежащим декларированию. Оспорить данное решение в апелляции Сытнику не удалось, ему присудили штраф в размере 3,4 тыс. гривен и внесли в реестр лиц, совершивших коррупционное правонарушение.

Следующий скандал вокруг главы НАБУ разгорелся в 2020. Против него выдвинули обвинения в связи с продажей земельного участка жены в Крыму в 2017 году. По итогам этой сделки семейство Сытника якобы выплатило в бюджет РФ налоги в 900 тыс. рублей, а полученный доход не был внесен в электронную декларацию. Сделку подтверждали выписки из российских реестров, договоры купли-продажи и другие документы, при этом, учитывая непризнание Киевом результатов крымского референдума, такая операция с точки зрения украинских правоохранителей являлась незаконной. Впрочем, Сытник предъявленные обвинения назвал провокацией. 

Но на этом проблемы не закончились — в том же 2020 году выяснилось, что Сытник был в принципе незаконно поставлен на пост главы НАБУ. Это установил Конституционный суд Украины при рассмотрении коллективного представления от 51 народного депутата. Оказалось, что экс-президент Порошенко не имел права назначать Сытника директором бюро, поскольку это не входило в полномочия главы государства. 

Но в октябре 2020 Рада внесла поправки в закон о НАБУ, которые позволили Артему Сытнику оставаться в кресле директора до апреля 2022 года. Кстати, согласно этим поправкам, конкурс на пост главы службы теперь должна проводить комиссия из шести членов, половина из которых — международные эксперты. Это, по мнению ряда политобозревателей, позволит Западу напрямую влиять на выборы. 

Деньги на ветер 

Таким образом, 2022 год является финальным для первого украинского директора Национального антикоррупционного бюро, а итоги своей шестилетней деятельности Артем Сытник подвел еще прошлым летом. Он сообщил, что за время работы НАБУ к уголовной ответственности были привлечены шесть министров и их заместителей, 11 руководителей центральных органов исполнительной власти и более 65 судей. Причем, многие дела носили интернациональный характер. 

«За шесть лет работы мы направляли свои запросы о международной помощи в 75 стран мира. Можно только представить масштаб украинской коррупции и количество стран, которые каким-то образом были причастны к коррупционным потокам. Традиционно больше всего мы направляем запросов в Германию, Великобританию, США, Латвию и другие страны», — пояснил Сытник, оценив работу своего ведомства как удовлетворительную.

Впрочем, западные партнеры с ним не согласились. Так, европейский аудитор Юхан Партс в сентябре 2021 года заявил, что в Евросоюзе нет стран, в которых масштабы коррупции были бы сопоставимы с украинскими. По итогам проверки специалисты пришли к выводу, что поддержка Евросоюзом местных государственных реформ по борьбе с коррупцией малоэффективна.

По мнению эксперта, одна из основных проблем в том, что власть на Украине захватили олигархи, которые используют различные инструменты — средства массовой информации, государственные органы и предприятия в личных интересах, в том числе, оказывая влияние на антикоррупционные органы. Между тем, Национальное антикоррупционное бюро Украины с момента создания в 2015 году получило более 95,7 млн гривен в рамках проектов международной технической помощи. Деньги, помимо Евросоюза, выделяли правительства Германии, США, Великобритании и Канады.

Дома положительной оценки Сытник тоже не заслужил. Так, опрос населения в 2021 году показал, что только 1% респондентов доволен работой национального антикоррупционного бюро. Причем, за последние 5 лет уровень доверия украинцев к ведомству упал вдвое. В Верховной Раде также жаловались, что НАБУ слишком дорого обходится украинцам при их малоэффективной борьбе с коррупцией. В частности, парламентарии отмечали, что бюро зациклилось не мелких делах, игнорируя громкие коррупционные скандалы. 

Невзирая на должности

Впрочем, в активе НАБУ есть и расследования в отношении самых высокопоставленных чиновников, вплоть до высшего руководства страны. Одним из последних стал кейс крупнейшего банка Украины — «ПриватБанка». В 2021 бюро взялось за проверку подозрительных операций кредитного учреждения через оффшорные компании, которые вели к президенту Владимиру Зеленскому. Известно о них стало из утечки так называемого “архива Пандоры”, когда Международный консорциум журналистов изучил и опубликовал данные из 14 офшорных регистраторов. 

Из обнародованных документов следовало, что у Зеленского и его партнеров по продакшн-компании «Квартал 95» была сеть офшорных фирм, зарегистрированных на Британских Виргинских островах и на Кипре. Деньги из этих компаний вкладывались в элитную лондонскую недвижимость, а перед выборами 2019 года Зеленский передал свои 25% акций Сергею Шефиру, который сейчас занимает должность его первого помощника.

Также журналисты заявили, что прибыль от этих офшоров до сих пор получает жена Зеленского. Кроме того, выяснилось, что компании Зеленского и его окружения могли быть причастны к схеме вывода денег из «ПриватБанка» через структуры, связанные с экс-владельцем финансового учреждения Игорем Коломойским. 

Сам Зеленский, комментируя ситуацию, не стал отрицать, что в прошлом использовал офшорные компании, но подчеркнул, что это делалось для структуризации бизнеса, а не отмывания денег, и было до того, как он пришел во власть. При этом объясняться президенту, судя по всему, пришлось только перед прессой: никакой информации о том, что главе государства задавали вопросы по этой теме в НАБУ, не было. 

Зато в прошлом году антикоррупционное бюро завершило расследование дела в отношении бывшего президента Украины Виктора Януковича и его сына Александра Януковича. По данным следствия, в течение 2002-2013 годов экс-президент совместно со своим отпрыском завладел правительственной резиденцией «Межигорье» путем злоупотребления служебным положением. Впрочем, Януковичи находятся вне пределов Украины — ранее Высший антикоррупционный суд страны заочно избрал в их отношении меру пресечения в виде содержания под стражей.

Привлечь к ответственности в НАБУ пытались также еще одного экс-президента — Петра Порошенко. Он подозревался в растрате 1,5 млрд долларов, заблокированных на счетах предшественника Януковича. Но в итоге, в действиях Порошенко не нашли состава преступления, и в марте 2020 года НАБУ закрыло данное производство.


Автор: Евгений Решетников

Евгений Решетников - потомственный житель нашего города и ценитель его истории. Увлечен практической журналистикой и шведской ходьбой по Петербургу и его окраинам. Получил гуманитарное образование, что и сказалось на выборе жизненного пути автора. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *