«Нортлэнд» служил во флоте США и Израиля 34 года

Ледокол под парусами или ледокол в Средиземном море – это не шутки, это этапы жизни одного корабля. Некоторые корабли имеют очень витиеватую жизненную историю. Таких кораблей и судов не много, но они есть. В этой статье мы расскажем о ледоколе Береговой охраны США, который после образования государства Израиль, вошел в первый состав израильского флота.

Соединенные Штаты Америки имеют продолжительные морские границы в Атлантическом и Тихом океанах, которые необходимо охранять круглый год. Протяжённость американских морских границ – 8 893 км. Береговая охрана США, как и аналогичные службы в других странах, охраняют морскую границу и патрулирует экономическую зону, борется с контрабандой, проводит, в случае необходимости, спасательные операции и осуществляет другие функции. Для этой цели в составе флота береговой охраны есть небольшие моторные катера (в США они классифицируются как куттеры), морские патрульные суда (до середины ХХ века их классифицировали как канонерские лодки Береговой охраны), океанские патрульные суда и ледоколы – часть морской границы страны проходит вдоль Аляски.

Предваряя историю о «Нортлэнде», надо рассказать о «Beer». В 1874 году, в Шотландии была построена парусно-паровая шхуна «Beer» («Медведь»). Это было судно с толщиной деревянных бортов около 16 см, изначально предназначенное для добычи морского зверя в арктических водах. Когда была создана американская Береговая охрана, «Медведя» подчинили ей. Шхуна действовала в районе Аляски, участвовала в экспедициях в Арктику и в Антарктиду. На USS «Bear» AG-29 даже базировался гидросамолет! Парусно-паровое судно с гидросамолетом на борту – это было впечатляющее зрелище. «Медведь» прожил долгую жизнь – 89 лет. Он затонул в 1963 году при буксировке.

В середине 20-х годов ХХ века в Береговой охране США возникла потребность в корабле, который бы заменил легендарного «Медведя». В 1927 году на верфи города Ньюпорт-Ньюс в штате Виржиния был спущен на воду новый корабль Береговой обороны USCGC «Northland» WPG-49. Это был очень необычный корабль. По своей сути это был ледокол с дизель-электрической силовой установкой, но на корабле были предусмотрены две мачты с полным парусным вооружением. В начале своей карьеры «Нортлэнд» выглядел не менее необычно, чем «Bear». Водоизмещение нового арктического сторожевика было 2 150 тонн, длина 66 метров, скорость хода – около 12 узлов (22 км/ч). Особенностью нового корабля Береговой охраны было то, что корпус был не клёпанным, а сварным, а изнутри обшит пробкой, для сохранения тепла. Неизвестно, чем руководствовались американские адмиралы, когда заказывали ледокол с полноценным парусным вооружением, но здравый смысл, в конце концов, взял своё. В 1936 году высокие мачты и реи были демонтированы, на корабле в корме оборудовали площадку для гидросамолета.

Началась повседневная служба «Нортлэда». Он базировался в Сан-Франциско и Сиэтл. 8 июня 1928 года корабль прибыл в порт Ном на Аляске. Началось рутинное патрулирование Берингова моря. В период с 1928 по 1936 годы, с мая месяца, «Нортлэнд» выходил в Берингово море. Корабль выполнял весь спектр задач Береговой обороны. В интересах Министерства юстиции, «Нортлэнд» задерживал суда, на которых, по данным полиции, находились преступники, ловил контрабандистов. С 1920 по 1933 годы в США действовал «сухой закон», и контрабанда алкоголя морем была поставлена на поток. В интересах ВМФ США, «Нортлэнд» проводил разведку, а для почтового ведомства развозил почту по отдаленным поселкам на побережье. Корабль выполнял и другие, как сегодня говорят, гуманитарные задачи. Девяносто лет назад Аляска была местом диким, не обжитом. «Нортлэнд» доставлял в отдаленные поселки учителей, врачей, лесничих. Корабль обследовал береговую линию, и, в случае необходимости, работал гидрографическим судном. Были случаи, когда на борту ледокола проводились судебные заседания.

В 1938 году ледокол был выведен в резерв, однако через год, в 1939 году, был выведен из него, и переведен в Бостон, для подготовки ко второй антарктической экспедиции под руководством полярного исследователя Ричарда Бёрда. После того, как началась Вторая мировая война, подготовка к экспедиции была прекращена, и «Нортлэнд» был приписан к порту Аламед в Калифорнии.

После немецкого вторжения в Данию, 9 апреля 1940 года «Нортлэнд» был переведен на военно-морскую верфь в Нью-Йорке для вооружения. Корабль должен был нести службу в водах Гренландии. Там требовался патрульный корабль ледового класса. 20 августа в Гренландию отправился отряд кораблей Береговой охраны США в составе ледокола USCGC «Northland» WPG-49. двух сторожевых кораблей USCGC «Duane» WPG-33 (так называемый 327-футовый тип), USCGC «Modoc» WPG-46 (тип 240-футовый) и USCGC»Raritan» WYT-93 (портовой буксир, входящий в Береговую охрану США). Задача отряда была уточнить карту побережья Гренландии, и определить место базирования отряда. 9 апреля 1941 года было подписано соглашение между США и Правительством Дании в изгнании о разрешении кораблям ВМФ США базироваться в бухтах Гренландии. Так началась история Гренландского патруля. 7 апреля 1941 года ледокол ушел в двухмесячное патрулирование. Во время этого патрулирования «Нортлэнд» искал экипажи потопленных в Северной Атлантике кораблей и судов. Он оказался в 6 морских милях – около 11 км – от места боя английского флота с немецким линкором «Бисмарк». Англичане приняли американский ледокол за немецкий корабль и чуть не потопили его.

Каждое патрулирование имело своё название. В Южно-Гренландском патруле вместе с ледоколом принимали участие три сторожевика Береговой обороны США и двухмачтовая яхта «Bowdoin», которая в мирное время занималась геодезическими съемками побережья США. Следующий, Северо-Восточный Гренландский патруль состоял из «Нортлэнда», его предшественника «Bear» AG-29 и корабля Береговой охраны USCGC «North Star» под командованием командующего Береговой обороны США адмирала Эдварда Хэнсона Смита, которого моряки береговой обороны называли «Айсберг».

Первым «боевым» успехом экипажа «Нортлэнда» был захват в сентябре 1941 года, ещё до вступления США во Вторую мировую войну, норвежского зверобойного судна «Buskø». Это небольшое судно доставляло припасы и смену охотников на несколько норвежских факторий на территории Гренландии. В 1931-1933 годах Норвегия оккупировала часть Гренландии, и основала там свою колонию «Земля Эрика Рыжего». Две небольшие скандинавские страны находились на гране войны. Предотвратила войну двух маленьких королевств Лига Наций – предшественник ООН в 20-х – 30-х годах ХХ века. Конфликт был разрешен, Дания и Норвегия подписали соглашение, разрешающее Норвегии иметь на Гренландии несколько своих факторий, метеостанций и радиостанций. После захвата Норвегии Германией, работа факторий и пополнение запасов стало трудной задачей из-за действий английского флота. Англичане захватили несколько судов. Немцы то же стали проявлять интерес к работе метеостанций на Гренландии, так как они давали крайне необходимые прогнозы погоды для подводных лодок Кригсмарине. Прогерманское правительство Норвегии под руководством Видкуна Квислинга арендовала небольшое, водоизмещением всего 60 тонн, зверобойное судно «Buskø» из Алесунда для помощи оставшимся на Гренландии охотникам. Немцы потребовали, чтобы на борту зверобойного судна находился норвежский метеоролог, имеющий тесные связи в Германии. Его в сопровождении двух охотников доставили в одну из бухт в Гренландии.

«Нортлэнд» захватил «Buskø», когда он обходил фактории и метеостанции. Норвежцев в факториях американцы не тронули, а сотрудничавшего с немцами метеоролога и само норвежское судно арестовали. Рация и метеорологические приборы были уничтожены на месте. После этого на буксире «Bear» AG-29 «Buskø» был доставлен в Бостон. Это был первый захват судна военно-морскими силами США во Второй мировой войне. Эта история наделала много шума, но вступление США в войну быстро погасило интерес к ней.

Перед началом Гренландских патрулей в Нью-Йорке корабль был дооборудован и перевооружен. На нем смонтировали радиолокационную и гидроакустическую станции, на борту стал базироваться гидросамолет Grumman J2F. Ледокол был вооружен двумя 76-мм пушками и четырьмя 20-мм зенитными автоматами. На корме были установлены два бомбосбрасывателя для глубинных бомб и два одиночных бомбомета.

Корабельный самолет использовался для поисково-спасательных операций. В 1942 году, во время спасательной операции по поиску экипажа «Боинга» В-17, экипаж Grumman J2F разбился и погиб.

Постепенно, количество кораблей в Гренландских патрулях увеличивалось, и к 1943 году достигло 37 кораблей.

Единственное реальное боевое столкновение в полярных водах произошло 18 июня 1942 года. В проливе Дэвиса была замечена немецкая подводная лодка. «Нортлэнд» атаковал её. На поверхности воды были зафиксированы масляные пятна и пузыри воздуха. Это является признаком потопления лодки, и американцы заявили о первой боевой победе ледокола. На самом деле лодка могла быть просто повреждена, или даже использовала имитатор потопления. После войны, ни в одном немецком архиве не нашли информации о потоплении немецкой подводной лодки в этом районе.

Реальные бои произошли через два года, в 1944 году. Немцы не оставляли попыток доставить в Гренландию метеорологические группы. Прогнозы погоды им были нужны как воздух. В апреле 1944 года «Нортлэнд» обнаружил немецкий траулер. Предположительно это был «Coburg» («Кобург») WBS-2 – переделанный из рыболовецкого траулера корабль–разведчик погоды — один из двух кораблей Кригсмарине, который должен был доставить в Гренландию три группы ученых-метеорологов. Второе судно, тоже переделанное из рыболовного траулера в корабль разведчик погоды «Kehdingen» («Кединген») WBS-6, было уничтожено позже, в сентябре 1944 года. «Нортлэнд» преследовал немецкий корабль во льдах в районе острова Грейт-Колдевей на протяжении 70 морских миль (около 110 км). В конце концов, немцы затопили «Кединген», сдались, и были приняты на борт «Нортлэнда».

Заслуженный ледокол получил две боевые звезды за службу во время Второй мировой войны. После 9 мая, корабль вернулся под оперативное управление Министерством финансов США, и с 1 января 1946 года стал кораблем-разведчиком погоды. Правда, продолжалось это не долго, 27 марта «Нортлэнд» был выведен из состава ВМФ США. Объяснялось это тем, что во время войны Береговая охрана США получила серию из 8-ми ледоколов типа «Vind» – «Ветер». Это были современные, хорошо вооруженные корабли для Береговой охраны. Кстати, три ледокола этого типа, по ленд-лизу были переданы СССР и работали под советским флагом. После войны они были возвращены в США.

Боевые корабли, выведенные из состава флота, переводятся на консервацию, или отправляются в так называемый отстой. Очень редко их сразу отправляют на разборку. Делается это для того, чтобы в случае необходимости вернуть корабль в строй.

После окончания Второй мировой войны, создание государства Израиль перешло с уровня дискуссий и разговоров в практическую плоскость. Вновь созданному еврейскому государству было необходимо создавать и свой военный и торговый флот – предстояла массовая перевозка еврейских беженцев из стран Европы в Палестину. Для этой цели использовались купленные торговые суда. Для увеличения количества таких судов, в США был куплен старый списанный ледокол «Нортлэнд». В 1948 году он был переименован в «Eilat», и после окончания перевозок беженцев, стал первым флагманским кораблем ВМФ Израиля. После Второй мировой войны механизмы и машины старого ледокола были достаточно изношены, поэтому через некоторое время «Eilat» стал учебным кораблем израильских ВМФ, а в 1955 году, после очередного переименования в «Matzpen», старый корабль стал плавучей казармой и складом. Заслуженный ветеран был исключен из состава ВМФ Израиля в 1961 году.


Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.