«Дочка» Росатома ФГУП ФЭО замыкает на себя утилизацию свинца

Предприятие ФГУП ФЭО могущественной «придворной» госкорпорации Росатом подминает под себя рынок вторичной переработки свинца из аккумуляторов. Что из этого выйдет, увидим по ценам на автомобильные аккумуляторы.

С 1 марта сего года едиными оператором сбора отработанных аккумуляторов станет «дочка» Росатома – ФГУП ФЭО, и за утилизацию отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов придется платить по тарифу, который установит единый оператор.

Справка:

Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Федеральный Экологический Оператор» – ФГУП «ФЭО». Генеральный директор Сиденок Константин Семенович. Отставной адмирал. Бывший командующий ТОФ и БФ, подводник.

Численность персонала – 317

Уставный капитал 7441.01 млн.

Понятно что компетенции отставного адмирала не вызывают сомнения, но при чем здесь отходы I-IV классов, и уже тем более свинцесодержащие материалы? Автор этих строк хоть и не достиг адмиральского звания, но служил в Советской армии, и работа со всеми видами аккумуляторных батарей входила в сферу его обязанностей.

14 предприятий вторичной переработки свинца и производителей аккумуляторов обратились в правительство и в Минпромторг, высказывая вполне объяснимые опасения о подорожании сырья и возникновения нехватки свинца на рынке. Дело в том, что более половины поставок свинца для аккумуляторов обеспечивает именно рынок сбора отработавших АКБ. Поступление свинца для АКБ от приема отработанных батарей более чем в два раза дешевле чем получение того же сырья из свинцовой руды, которой, к слову сказать не так уж и богата наша страна. А с учетом ежегодно возрастающего импорта этого стратегического сырья в Китай рынок и вовсе грозит накрыть свинцовым дефицитом.

В течение десятилетий сложилась вполне отработанная цепочка утилизации старых аккумуляторов – физические и юридические лица могли их сдать в пункты приема, через частных посредников, которые имелись практически во всех федеральных округах. Далее, отработанные АКБ поступали либо на заводы по производству аккумуляторов, которые имеют свои цеха по переплавке, либо на предприятия по переработке вторичного свинца. Далее работало производство по выпуску новых аккумуляторов. Но с 1 марта ситуация кардинально изменится.

В Минпромторге признали риск возникновения дефицита свинца из-за новой инициативы госкорпорации. А ведь этот дефицит может ударить не только по производству автомобильных аккумуляторов, который сразу же ударит по ценам на этот необходимый агрегат каждого автомобиля. Дефицит свинца из-за новой реформы и передачи всех функций приемщика сырья госкорпорации может ударить по производству кабелей и патронов в стране. Именно об этом говорят авторы письма в министерство и Совет Федерации – УГМК, ГК АКОМ, Тюменский аккумуляторный завод, «Фрегат», «Концел», «Электрокабель». Из отработанных АКБ получают свыше 80% всего свинца, а любые сбои поставок могут привести к повышению цен, как само сырьё, так и на конечную продукцию – автомобильные аккумуляторы и патроны, что, в свою очередь, приведет к повышению цен на итак необоснованно высокие цены.

То есть по сути, одна из госкорпораций инициирует повышение цен на продукцию другой госкорпорации – Ростеха, в ведении которой производство патронов для стрелкового оружия для российской армии. Рука руку моет? Или ничего личного просто бизнес?

Влезая на уже отработанный и устоявшийся рынок свинцовой переработки ФГУП ФЭО от Росатома, получает значительную часть «пирога» от рынка, но рискует нарушить сложившуюся систему снабжения предприятий по выпуску автомобильных АКБ. Более того в результате монополизации рынка вторичного свинца разорятся сотни тысяч малых и средних предприятий по уже отлаженной системе приемки вторсырья. По сути, это создание государственно-частной монополии в условиях рыночной экономики. Госкорпорация осваивает непрофильный рынок, для получения дополнительной прибыли не для государства, а для топ-менеджеров и директоров всевозможных «дочек», которые наплодила эта госструктура.

Разумеется, частные пункты приемки АКБ в некоторой мере учитывали транспортно-логистическую местечковую составляющую в цене приема вторсырья – отработанных аккумуляторов. Будет ли делать то же самое госкорпорация – большой вопрос! И не получится ли так что проще и выгоднее складировать старые АКБ тупо на складе чем тратиться на перевозку их за копейки в пункт приема? Или, что еще хуже, проще будет выбрасывать аккумуляторы просто на свалку, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку региона.

С альтернативной точки зрения начинание вроде и неплохое. Государство с помощью ФГУП ФЭО (ГК Росатом) сможет контролировать процессы утилизации АКБ, а точнее свинца и кислот в них содержащихся. И таким образом контролировать большую часть, как рынка вторичного сырья, так и экологическую составляющую отходов. Конечно, большая госкорпорация сможет поддерживать отдаленные пункты приемки вторсырья за счет более «успешных» пунктов. Но, где гарантия того что реально в каждом округе будут такие пункты? Вместо уже успешно работающих. И что частникам и автопредприятиям будет выгодно, с учетом транспортных расходов свозить аккумуляторный хлам именно туда?

В данной ситуации в большей степени видится не забота государства и госкорпорации (как проводника идей этого государства об экологии или о правильной организации вторичной переработки), а больше видится шкурный интерес как отдельных структур, так и их руководителей.

Мировое потребление автомобилей растет, вместе с этим растет и потребление автомобильных аккумуляторов. Но аккумуляторы, отслужив свой срок (а это около 36 месяцев), становятся проблемой, требующей правильного обращения. Утилизация свинца это в большей степени их переработка и переплавка в новые батареи. Это и выгоднее и дешевле чем их производство их свинцовой руды. Это позволяет делать рециркуляцию свинца, уменьшая экологическую нагрузку на природу.

Но…

«Дефицит необработанного свинца на внутреннем рынке может привести к увеличению производственных издержек предприятий-переработчиков и, в конечном счете, влечет за собой удорожание готовой свинцесодержащей продукции».

Минпромторг.


Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.