Кому приглянулись песок и морепродукты порта Евпатории

В порту Евпатории за счёт включения дополнительных земельных участков планируется создать новую инфраструктуру для обработки и хранения грузов и стоянки судов. Это будет способствовать развитию торгового мореплавания. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Озеро-залив

Здесь необходимо дать описание местности, о которой идет речь. Озеро Донузлав врезается вглубь Крымского полуострова на 30 км. Наибольшая его глубина — 27 м, в устье ширина доходит до 8,5 км. От моря Донузлав был отделён пересыпью длиной около 12 км, шириной до 1 км. В 1961 году для того, чтобы расположить советскую военно-морскую базу в перешейке, отделяющем внутренние воды от Чёрного моря, был прорыт канал с фарватером шириной 200 м. Озеро превратилось в залив Черного моря, хотя его часть осталась пресноводной (участок на крайнем севере). Окрестности Донузлава стали сверхсекретной территорией.

На Южной косе дислоцировался полк самолётов-амфибий и отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк. Гарнизонная инфраструктура с памятником самолету Бе-12 и, десятком жилых пятиэтажек превратились в поселок Мирный. Северная часть озера и прилегающая прибрежная территория объявлена ландшафтно-рекреационным парком площадью 2335 га.

Порт на песке

Евпаторийский морской порт имеет два погрузо-разгрузочных комплекса. Один в черте города Евпатории (8 причалов) с  глубинами до 5,8 м, и на Донузлаве: на Южной косе два причала с глубиной 9,0 м и один на Северной косе – глубиной у причала 6,4 м.

В лучшие для порта годы сюда регулярно прибывали малые партии тарно-штучных грузов и пассажиры турецкого направления с частотой захода от 4 до 7 судов в месяц. Первые украинские капиталисты-«челноки» здесь выгружали тюки с турецким текстилем, кожаными куртками, потом пошли фуры с ранними арбузами, помидорами и заморскими апельсинами. Тогда же здесь обустроили паркинг, который может принять одновременно до 150 большегрузных машин.

Но главным грузом, источником благополучия для Евпаторийского порта всегда был песок.

Евпаторийский берег – это километры песчаных пляжей. Недаром он развивался как преимущественно детский курорт. Но легкодоступный строительный песок отличного качества для своих нужд сначала без счета добывали военные, с наступлением капитализма спецразрешения на добычу песка стали получать частные структуры (многие из них традиционно связаны с отставными военными моряками). Его добычей, перевозкой и перегрузкой занимался Евпаторийский порт, он один имел лицензию на добычу песка при всех властях.

Узкий искусственный пролив между Черным морем и Донузлавом, как воронка, всасывает песок прилегающих пляжей, которые на памяти одного поколения стали заметно уже. В начале 2000-х забили тревогу экологи: увеличение добычи песка в Донузлаве – главная причина того, что море съедает уникальные лечебные пляжи, а вместе с песком со дна откачивается и все живое: рапаны, мидии, крабики, мелкие рыбешки.

Портовые мечты

Сразу после 1991 года Украина начала попытки превратить побережье в полноценный морской частный порт для сыпучих грузов и нефтеперевалки. Президент Украины Виктор Ющенко в 2005 году даже издал указ о строительстве порта с участием частного капитала. Проект в 2,5 млрд евро предусматривал строительство порта с 12 терминалами, аэропорта, автодороги и железной дороги длиной 104 км. Ежегодный доход в 257 миллионов гривен должна была принести перевалка металлопроката, угля, сланцев, стройматериалов, химических веществ, в том числе гранулированной серы.

Поднялся большой скандал. Ученые нарисовали убедительную картину гибели евпаторийского побережья: потери биологических и рекреационных ресурсов региона составят более 8 миллиардов долларов. Утраченные перспективы курортного комплекса подсчитать невозможно. Под давлением общественности в сентябре 2006 года Ющенко отменил свой указ.

В июне 2014 года, после присоединения Крыма к России, Украина закрыла для международного судоходства морские порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, расположенные на полуострове. В результате грузооборот портов Крыма стал стремительно сокращаться. Распоряжением главы правительства РФ Дмитрия Медведева в 2016 году были установлены границы порта. В акваторию порта включены четыре участка, которые состоят из акваторий в Каламитском заливе, у Северной косы, у Южной косы озера Донузлав, акватории озера Панское бухты Ярылгач Каркинитского залива Чёрного моря.

После «крымской весны» и окончательной демилитаризации Донузлава там возникли несколько предприятий, которые в этой идеально тихой и безветренной акватории занимаются искусственным воспроизводством морских биоресурсов – рыбы и моллюсков.

Противоречия между хозяевами устричных ферм и властями, споры за удобные участки акватории, судебные разбирательства из-за договоров пользования рыбоводным участком привели к тому, что у части предпринимателей бизнес не пошел. В 2020 году власти Крыма расторгли соглашение с крупнейшим производителем черноморских устриц – ООО «Крымские морепродукты», связанным с московским ресторатором Аркадием Новиковым и его партнером Робертом Стабблбайном. ООО «Донузлав аквакультура» в 2020 году показала 34 млн руб убытков.

Два месяца назад глава Крыма Сергей Аксёнов сообщил: «Керченский и Феодосийский порты передаем в федеральную собственность при сохранении штатной численности, трудового коллектива». По его словам, это будет способствовать обеспечению загрузки портов.

Как выяснилось теперь, Евпаторийский порт не попал в этот список, потому что с ним правительство РФ связывает другие планы.

Отрасль, опирающаяся на аквакультуру, процветает в Краснодарском крае. Недавно в Туапсинском районе появилось ООО «Сады моря», которая заявила о планах выращивать до 330 тонн мидий. «Сады моря» получили право пользования участком акватории реки Шапсухо, впадающей в Черное море, сроком на 20 лет. Единственным учредителем компании является Андрей Медведев (владелец еще 16 юрлиц), которого пресса называет двоюродным братом экс-президента РФ Дмитрия Медведева.

Козьма Прутков утверждал: «И устрица имеет врагов!». Если распоряжение о развитии порта Евпатория предусматривает расширение его территории (акватории) на Донузлаве, то крымским конкурентам «Садов моря» грозит просто лишение организованных там плантаций. Возможно, это одна из целей объявленных перемен в порту. Тем более о прекращении или даже снижении объемов добычи песка на евпаторийских пляжах никто давно не говорит.


Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.