В Советском Союзе активно использовался трофейный радиоуправляемый корабль-мишень

Информация о радиоуправляемых кораблях-мишениях распространилась по миру. Японские и итальянские делегации, посетив Германию, переоборудовали свои корабли в радиоуправляемые мишени. СССР оценил необходимость наличия такого корабля уже после войны. В этой статье мы расскажем о радиоуправляемых кораблях-мишенях в Японии, Италии и Советском Союзе.

Япония. «Сетцу» и «Юкадзе»

После многовековой самоизоляции, в 20-х – 30-х годах ХХ века, Япония, как губка, впитывала технологические решения во всех отраслях. В 1933 году японская военно-морская делегация посетила Германию. Ей был показан корабль-мишень «Царинген» и рассказано о новых принципах подготовки корабельных артиллеристов и морских летчиков. Показ так воодушевил японских адмиралов, что после возвращению в Японию было принято решение о переделке в радиоуправляемый корабль-мишень линкора «Сетцу». «Сетцу» был преддредноутом типа «Кавачи». Его вывели из состава флота в 1922 году, согласно подписанному Вашингтонскому договору. В 1923 году линкор был разоружен и переоборудован в учебный корабль и обыкновенную мишень. С него сняли все вооружение и часть котельных отделений, снизив скорость хода до 16 узлов. Корабль усилили дополнительной броней и в 1925 – 1930 годах активно использовали как неподвижную мишень для подготовки пилотов палубной авиации японских авианосцев.

Систему радиоуправления для «Сетцу» была сделана в Германии на той же фирме «Сименс». Она использовала четыре частоты для подачи комбинации команд. Всего было 64 возможных кодирующих комбинаций, но корабль-мишень мог выполнить только 37 команд. Неизвестно, то ли немцы ограничили возможности системы управления, то ли сами японцы отказались от избыточных, по их мнению, команд.

«Сетцу» вошел в строй как корабль-мишень в 1937 году. Управление им осуществлялось с частично разоруженного эсминца «Юкадзе». «Сетцу» активно использовался для подготовки как артиллеристов, так и летчиков палубной авиации. В 1939 году на нём заменили силовую установку. После ремонта главной задачей корабля-мишени стала имитация американских линкоров во время подготовки атаки на Пёрл-Харбор. Корабль-мишень был задействован в радиоигре – он имитировал переговоры по радио японских авианосцев, чтобы убедить американцев, что они находятся у берегов Японии. Поверила американская радиоразведка, или нет – неизвестно, но атака японцев на Пёрл-Харбор была неожиданной. Всю войну «Сетцу» находился в Японском море и занимался обеспечением обучения японских палубных летчиков. В 1944 году бывший линкор получил для обороны зенитную артиллерию. Служба старого линкора закончилась в июле 1945 года, когда он был потоплен американской палубной авиацией.

Японские моряки пошли по пути своих американских коллег. Кроме большого корабля-мишени им потребовался небольшой быстроходный корабль. Дело в том, что навыки бомбометания по большому линкору, или авианосцу отличаются от навыков при атаке небольших быстроходных целей класса эсминец. Нужна была цель, способная развить скорость до 25 узлов. В 1937 году было принято решение переоборудовать в корабль-мишень корабль управления «Сетцу» — эсминец «Юкадзе» типа «Минекадзе». С эсминца демонтировали остатки вооружения и разместили аппаратуру управления. Она позволяла управлять новым кораблем-мишенью, как с корабля управления, так и с самолета. Вместо вооружения на верхнюю палубу эсминца уложили дополнительную броню. Как дополнительный, чисто японский штрих, корабль сверху был укрыт специальной сеткой, защищавший его от рикошета практических авиационных бомб. Скорость «Юкадзе» на испытаниях составила 24 узла. В 1942 году «Юкадзе» вошел в состав ВМФ Японии. На бывшем эсминце установили несколько зенитных автоматов, и он периодически, в свободное от учебных атак время, принимал участие в знаменитом «токийском экспрессе» — доставке подкреплений и боеприпасов японским островным гарнизонам. «Юкадзе» пережил войну. Он достался по репарациям англичанам, которые разобрали его на металлолом в Сингапуре в 1947 году.

Италия. «Сан-Марко»

Об этом корабле-мишени известно менее всего. «Сан-Марко» относился к последнему типу итальянских броненосных крейсеров. Как крейсер, он входил в состав ВМФ Италии до середины 30-х годов ХХ века. После этого его начали переоборудовать в радиоуправляемый корабль-мишень. Работы проводились в 1935 – 1937 годах. Все вооружение и часть надстроек было демонтировано. Котлы переведены на жидкое топливо. Скорость после переделки крейсера в мишень составляла 18 узлов. Система радиоуправления была немецкой, аналогичной установленной на «Царингене». Кораблем управления был разоруженный эсминец «Аудаче». «Сан-Марко» использовался для подготовки артиллеристов и летчиков. В 1943 году бывший крейсер был захвачен немцами, и в 1944 году он был затоплен на одном из военных фарватеров.

Советский Союз. «Цель»

Надо сказать, что «Гессен» и «Блиц» были очень ценными трофеями советского флота. Нельзя сказать, что в СССР не занимались проблемами радиоуправления. Занимались, и успешно. В составе Балтийского и Черноморского флотов входили дивизионы торпедных катеров типа Ш-4, которые могли выходить в торпедную атаку без экипажей и управлялись с катера управления, или с самолета МБР-2. О таких разработках смотри статью «Неизвестное оружие Советского Союза Часть 1».

Но использовать дистанционное радиоуправление на кораблях-мишенях для подготовки артиллеристов и летчиков – такие работы в СССР не проводились. После передачи в 1946 году кораблей Советскому Союзу, они были переименованы. «Гессен» стал «Целью», а «Блиц» — «Выстрелом». «Цель» перешел в Кронштадт. Часть аппаратуры управления поменяли на советские аналоги, но общие принципы остались немецкими. Пара «Цель» — «Выстрел» стала активно участвовать в учениях Балтийского флота, береговой артиллерии и морской авиации. Поскольку корабль был уже очень старым, то ввели ограничения на вес боеприпасов, которыми обстреливали корабль-мишень. Что удивительно – это было очень по-советски – было принято решение при обстрелах оставлять на борту небольшой экипаж! Люди укрывались в казематах внутри корабля, но все равно это было очень опасно. Денежное содержание экипажа «Цели», вероятно, было самым высоким на флоте. Экипаж получал оклад, надбавки «за звание» и «за нахождение в море». Кроме этого, морякам дополнительно выдавались так называемые «гробовые» — ещё один оклад, выслуга «год за два» и усиленный водолазный паек. Несмотря на все льготы, моряки старались списаться с этого корабля. Экипаж «Цели» состоял из 102 человек. Существовали специальные правила, которые регламентировали, какая часть экипажа должна оставаться на борту при обстреле «Цели» снарядами разных калибров. Корабль-мишень использовался очень интенсивно. Долгая служба в двух флотах закончилась для «Гессена» — «Цели» в конце 50-х годов ХХ века. Он был разрезан на металлолом в 1960 году, в разгар хрущевских реформ армии и флота.

Заключение

Радиоуправление, было возможно, одним из первых проявлений «высоких технологий» в военной области. Конечно, весь процесс выглядит сейчас очень примитивно, но тогда это было ново и необычно, и, самое главное, такие системы работали.

То, что после окончания Второй мировой войны большие радиоуправляемые корабли-цели перестали строить – логично. Дело в том, что появилось новое оружие – ракеты класса «корабль – корабль». Для подготовки экипажей кораблей с такими ракетами нужны были другие корабли-мишени. И они появились во всех основных мировых флотах. Мишенями стали относительно небольшие дешевые радиоуправляемые катера, имитирующие все физические параметры цели – эффективную отражающую поверхность, тепловой портрет и так далее. Управление осуществляется со специальных катеров-водителей мишени. Наиболее современными управляемыми катерами-мишенями в советском флоте были катера проекта 1392 шифр «Бурундук», а их водителями катера проекта 1392В шифр «Лоцман». Такие катера наряду со специальными артиллерийскими щитами обеспечивают боевую подготовку современного российского флота.


Автор: Геннадий Фролов

Геннадий Фролов - один из основателей STC TV и уж совершенно точно основатель интернет-редакции нашей новостной компании. Фролов - старший сотрудник, чьи советы и опыт незаменим для всего коллектива. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *