В российских банках появился сервис перевода зарплат по номеру телефона

В скором времени в России может решиться проблема так называемого «зарплатного рабства». Благодаря сервису переводов от компаний на счета физических лиц через систему быстрых платежей работодатели смогут перечислять своим сотрудникам зарплаты по номеру телефона, а магазины при необходимости осуществлять возвраты средств.

В России начал полномасштабно функционировать сервис переводов от юридических лиц в адрес физических лиц (B2C-перечисления), которые производятся через систему быстрых платежей (СБП) Центробанка. Первой организацией, которая сделала эту опцию доступной для своих клиентов, стал Делобанк. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на его представителя. В банке отмечают, что новый инструмент может применяться для любых целевых переводов, адресованных компаниями физическим лицам. Посредством сервиса можно перечислять денежные призы, полученные за участие в конкурсах и акциях, средства за возврат тех или иных товаров, а в перспективе – и заработную плату. Кроме того, опция будет интересна и микрокредитным организациям, которые смогут использовать ее при выплате микрозаймов своим клиентам.

Данную услугу запустил также банк «Русский стандарт»,такие же планы, по данным СМИ, есть у Райффайзенбанка, Тинькофф Банка, банка «Дом.РФ» и «Весты» (группа Московского кредитного банка). Работают в этом направлении и другие организации. Над запуском аналогичного механизма сейчас думает и Центробанк, но регулятор еще не успел решить, стоит ли его запускать.

Уйти от зарплатного рабства

Важно, что в будущем вышеописанный функционал даст возможность полностью преодолеть проблему так называемого зарплатного рабства. Речь идет о ситуации, в которой сотруднику навязывают использование карты определенного банка для получения зарплаты от работодателя. Согласно российскому законодательству, работник вправе заменить банк, выбранный работодателем для перевода заработной платы, но фактически это право соблюдается далеко не всегда. Рынок зарплатных проектов в России составляет примерно 25 триллионов рублей, и доминируют здесь госбанки. Если механизм перевода средств от компаний физлицам через СБП получит дальнейшее развитие, работник сможет сообщать работодателю только номер телефона – этой информации будет достаточно для зачисления зарплаты на привязанную к нему карту.

Кроме того, как считают эксперты, сервис может быть особенно полезен в том случае, если компании начисляют зарплату разовым сотрудникам, работающим в рамках проектов или краткосрочных трудовых договоров. В зарплатные проекты, в отличие от постоянных работников, их не включают, а механизм поможет избежать лишней бумажной волокиты.

Система представляется специалистам весьма простой и удобной в использовании, поскольку россияне уже привыкли пользоваться телефонным номером как идентификатором к банковскому счету.

Кстати, в прошлом месяце стало известно, что Visa и «Яндекс.Касса» запустили собственный сервис, цель которого – помочь россиянам избавиться от зарплатного рабства. Для того, чтобы получить перевод по номеру банковской карты, сотрудник должен ввести свои данные в специальной форме на странице «Яндекс.Кассы». Система предоставляет идентификационный номер, который работник передает в бухгалтерию организации.

Один для всех

Банк России готовит собственный централизованный сервис, который будет общим для всех банков. В январе представители регулятора прогнозировали сроки его запуска на конец 2020 или начало 2021 года. Схема перечислений, возможно, будет выглядеть следующим образом: работодатель станет направлять в свой банк перечень физлиц для начисления зарплаты с указанием их номеров телефонов, затем посредством СБП зарплаты каждому сотруднику будут перечисляться в тот банк, который сам работник выберет для себя в качестве основного.

В Центробанке отметили, что регулятор все еще оценивает возможность запуск данного сервиса с точки зрения его целесообразности. Проблемы могут возникнуть не с технологической реализацией проекта, а с тем, каким образом будет осуществляться взаимодействие между различными банками. Кроме того, встает вопрос с процедурой разрешения претензий в случае изменения номера телефона пользователя. Тем не менее, как указали в ЦБ, отсутствие единого сервиса не помешало ряду банков запустить свои собственные механизмы и начать производить B2C -переводы

Удобнее, но рискованнее

В банках объяснили, что решение не дожидаться запуска централизованной системы обусловлено тем, что администрировать выплаты по номеру телефона удобнее, чем работать с реквизитами счетов и данными карт. Кроме того, это позволяет снизить стоимость переводов. В том случае, если механизм, который предложит ЦБ, будет существенно отличаться от локальных проектов, они будут скорректированы.

Эксперты считают, что, несмотря на удобство сервиса, идентификация физлица по номеру телефона сопряжена с определенными рисками, в том числе, сюда относится риск потери средств сотрудником в случае, если работодатель допустит ошибку, указывая номер телефона. Если он фигурирует в качестве единственного идентификатора, шансы юрлица ошибиться достаточно высоки, и деньги легко могут уйти к другому человеку. Подобная ситуация может привести к тому, что для работодателя наступит юридическая ответственность за несвоевременное начисление заработной платы. Кроме того, если ошибочно получивший средства человек откажется от возврата денег, издержки лягут на работодателя.


Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *