У ЕЦБ есть достаточно причин и дальше смягчать денежно-кредитную политику

Совет управляющих Европейского центрального банка соберется в сентябре в менее оптимистичном настроении, чем перед летними каникулами. Восстановление в Европе замедляется, и есть первые тревожные признаки: некоторые страны еврозоны восстанавливаются быстрее, чем другие.

У президента ЕЦБ Кристин Лагард все еще есть несколько тузов в рукаве, которые могут помочь валютному союзу справиться с экономическим шоком, вызванным пандемией. Но, в отличие от предыдущих кризисов в Европе, на этот раз правительствам придется взять на себя инициативу. К сожалению, реакция отдельных стран пока неоднозначна: некоторые, например, Франция, уже составили амбициозные планы по перезапуску своей экономики. Другие, например, Италия, изо всех сил пытаются принять вызов.

Согласно индексу менеджеров по закупкам IHS Markit, в период с июля по август экономическая активность в экономике еврозоны замедлилась. Обрабатывающая промышленность относительно оживилась, но сфера услуг оставалась на прежнем уровне, что свидетельствует о возможном замедлении внутреннего спроса. Уровень инфляции также стал отрицательным впервые за четыре года, а базовая инфляция, которая не учитывает более волатильные статьи, упала до самого низкого уровня в 0,4%. Составные индексы Германии и Франции показали рост, а показатели Испании и Италии — снижение.

Неразумно вкладывать слишком много информации в один пакет ежемесячных данных, тем более во время пандемии. Вспышка изменила структуру как потребления, так и производства, при этом повлияв на одни предприятия больше, чем на другие. Возможно, статистические управления и другие аналитики не могут предоставить достаточно точные оценки. На этой неделе ЕЦБ выпустит свой собственный прогноз, и он также не прольет свет на реальное состояние экономики.

Тем не менее в целом все указывает на то, что перспективы довольно пессимистичные. Баланс рисков смещен в обратную сторону: возможно, ситуация в сфере здравоохранения продолжит ухудшаться, как это произошло в последние недели, вынуждая правительства принимать драконовские решения, такие как введение более жестких правил социального дистанцирования или даже прекращение некоторых видов экономической деятельности. Ученые усердно работают над вакциной. Однако даже если в ближайшее время они создадут эффективную и безопасную сыворотку, потребуются месяцы, прежде чем будет запущено массовое производство и распространение.

У ЕЦБ есть достаточно причин, чтобы действовать сейчас и дальше смягчать денежно-кредитную политику. Он может увеличивать и расширять закупки активов в связи с пандемией и настаивать на том, чтобы использовать все ресурсы. Также есть возможность снизить депозитную ставку ниже текущего уровня в -0,5%. Это дало бы дополнительный эффект сдерживания евро, который существенно вырос по отношению к доллару, оказывая понижательное давление на инфляцию.

Однако наиболее важным рычагом в этой рецессии, несомненно, является фискальный. После первоначальной неудачи ЕЦБ сумел успокоить рынок суверенного долга, позволив правительствам брать займы по чрезвычайно низким ставкам. Регион евро оперативно приостановил действие бюджетных правил и создал фонд на 750 миллиардов евро (887 миллиардов долларов), который будет выпускать совместные долги для поддержки восстановления, особенно в наиболее пострадавших странах валютного союза. От Германии до Франции правительства готовы продолжать оказывать финансовое стимулирование, необходимое для поддержки потребителей и жизнеспособных предприятий.

Однако скорость и сила восстановления в различных европейских странах также будет зависеть от качества одобренных мер. Франция разработала смелый план на 100 миллиардов евро, основанный на трех основных принципах: снижение налогов для предприятий, крупномасштабные инвестиции в новые технологии, такие как экологически чистый водород, и финансирование обучения. Эти меры совпадают с приоритетами, определенными на уровне ЕС. Они также кажутся хорошо ориентированными на решение как краткосрочных проблем, таких как помощь безработным, так и долгосрочных задач, таких как повышение производительности труда.

Между тем Италия все еще далека от внятного плана: правительство, состоящее из левых демократов и популистского движения пяти звезд, изо всех сил пытается сопротивляться призывам выделить деньги на сотни небольших мер, которые могли бы иметь сомнительное влияние на экономику. Также имели место бюрократические задержки в обеспечении того, чтобы предпринятые на данный момент шаги, включая ряд схем поддержки доходов, быстро достигли тех, кто на них подает заявку. С начала пандемии Италия справилась экономически лучше, чем другие страны, такие как Испания, и правительство уверено, что экономика значительно восстановится. Однако Рим остается чрезвычайно уязвимым из-за слабого структурного роста и высокого уровня государственного долга.

ЕЦБ мало что может сделать для экономической конвергенции, помимо обеспечения того, чтобы более слабые страны не столкнулись с риском необоснованной финансовой нестабильности. Более сильные государства, такие как Германия и Нидерланды, должны быть готовы продолжать поддерживать свою экономику и помогать соседям, как они это делают через фонд восстановления. Но такие государства как Италия и Испания также должны быть готовы помочь себе. На этот раз просто обратиться за помощью к ЕЦБ не получится.


Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *