Восстановление мировой экономики медленно, но продолжается

В мировой экономики наблюдаются традиционные признаки V-образного восстановления после обвала, вызванного пандемией коронавируса этой весной. Индикаторы для многих стран демонстрируют резкий рост в июне и июле с прогнозируемым ростом реального (с поправкой на инфляцию) ВВП в третьем квартале на 10-15% при прочих равных.

Безусловно, есть причины сомневаться в том, является ли подъем просто техническим возвратом в норму — иллюзией, вызванной глубиной первоначального коллапса. Это вполне может оказаться правдой, особенно если многие страны пострадают от сильной второй волны Covid-19, или если надежды на раннюю вакцинацию окажутся неоправданными. Никто не может знать наверняка. Нам придется подождать и увидеть доказательства, поскольку страны пытаются найти баланс между борьбой с вирусом и нормализацией своей экономики.

Хотя Соединенные Штаты борются с вирусом больше, чем другие, тем не менее количество новых случаев инфицирования там снизилось, что повышает вероятность ускорения экономического подъема. А в Китае последние показатели указывают на высокий уровень инфекционного контроля и ускоренное выздоровление. Учитывая доминирующую роль США и Китая в мировой экономике, такие позитивные события предвещают серьезное восстановление мировой торговли, несмотря на продолжающийся конфликт между двумя странами по вопросам торговли и технологий.

Что касается Европы, то во многих странах наблюдаются признаки второй волны Covid-19. Рост заболеваемости представляет особую угрозу для восстановления Испании, но это не везде так. Другие страны ужесточили свои меры контроля, и, если они окажутся достаточными, то смогут продолжить восстановление.

Это то, что известно по состоянию на середину сентября. Чтобы быть более уверенными в перспективах устойчивого экономического подъема в конце 2020 года и в 2021 году, потребуется больше доказательств прогресса в направлении улучшения лечения и безопасных и эффективных вакцин. Когда вакцина станет доступной, можно будет ожидать дальнейшего ускорения экономической активности. Те сектора, которые больше всего пострадали от протоколов социального дистанцирования, включая международные поездки и развлечения, начнут возвращаться к жизни.

Читайте:  ЕС, РФ и США могут обсудить вопрос беженцев во время Генассамблеи

Фактически, если все перспективные вакцины-кандидаты, которые уже достигли третьей фазы, потерпят неудачу, ожидать восстановления в сильно пострадавших секторах можно будет в ближайшие месяцы, и тогда надежда на циклическое восстановление станет еще более оправданной.

Но необходимо рассмотреть ряд структурных вопросов. Для начала, самый насущный вопрос этой осени — сможет ли G20, в настоящее время возглавляемая Саудовской Аравией, возродиться и обеспечить подлинное международное сотрудничество, как это было после глобального финансового кризиса 2008 года?

По данным Всемирной организации здравоохранения и других международных органов здравоохранения, примерно 35 млрд долларов необходимо для обеспечения справедливого распределения вакцин среди 7,8 млрд жителей планеты. Это незначительная сумма по сравнению с тем, что многие страны G20 уже потратили на поддержку своей внутренней экономики. И все же финансирование всеобщего распространения вакцины абсолютно необходимо для обеспечения глобального выздоровления, а не только для тех стран, где вакцина доступна.

Не менее актуальным, хотя и менее обсуждаемым, является баланс сил между внутренним и внешним ростом. Из-за беспокойства, вызванного пандемией, многие правительства, особенно в Европейском союзе, продемонстрировали беспрецедентный уровень энтузиазма в отношении налогово-бюджетных стимулов, и эти программы расходов были дополнительно поддержаны чрезвычайно щедрой денежно-кредитной политикой.

Экспансионистская макроэкономическая политика предполагает, что, если не считать внезапного и значительного сокращения бюджетных расходов, внутренний спрос будет стимулировать это восстановление в большей степени, чем после кризиса 2008 года. Это, вероятно, приведет к восстановлению мировой торговли выше уровня, который многие комментаторы в настоящее время считают возможным.

Но это подводит нас к третьей структурной проблеме. Когда и кем будут оплачены все текущие расходы? Похоже, в странах с развитой экономикой уже существует достаточно сильный консенсус по поводу необходимости избегать преждевременного ужесточения налогово-бюджетной политики. Ужесточение потребуется лишь после того, как кризис пройдет. Но, конечно, многое будет зависеть не только от масштабов и скорости восстановления, но и от размера бюджетного дефицита. Здесь интересно отметить, что ожидания в отношении дополнительных налогово-бюджетных стимулов в США недавно были понижены в результате более высоких, чем ожидалось, данных по занятости.

Читайте:  Семейные ценности губернатора Марины Ковтун

Что касается денежно-кредитной политики, то заявление Федеральной резервной системы США в конце августа о переходе к режиму «таргетирования средней инфляции» было встречено как дополнительная форма поддержки.

Остается открытым вопрос о реакции политиков на изменения, вызванные кризисом Covid-19. Будут ли они развивать новую бизнес-культуру, направленную на «получение прибыли с целью», поощряя (или убеждая) все большее число корпораций двигаться по пути декарбонизации и решения социальных проблем, таких как устойчивость к противомикробным препаратам (УПП) и угрозе будущих пандемий? Это, безусловно, стало бы долгожданным событием, и вряд ли это будет слишком большим шагом для наших правительств.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *