Ирина Каклюгина и Оксана Лут — самые блистательные чиновницы

Высокопоставленные любительницы бриллиантов и роскошных часов, попавшие под прицел антикоррупционных расследований, или вообще перестали носить на работе дорогие украшения, как вице-мэры Москвы Анастасия Ракова и Наталья Сергунина, или отказались от самых заметных из них, как спикер Совфеда Валентина Матвиенко, убедились «Открытые медиа». В лидерах по числу дорогих украшений на публичных мероприятиях оказались менее известные персоны, например, замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. 

Так, на мероприятиях в 2018—2020 годах вице-мэры Москвы Анастасия Ракова и Наталья Сергунина ни разу не попали в объектив с ювелирными изделиями люксовых брендов. На них вообще практически нет украшений и часов, лишь скромные серьги-гвоздики и тонкие браслеты. 

А ещё пять лет назад обе заместительницы Собянина ходили на работу в ювелирных изделиях стоимостью по несколько миллионов рублей. 

В 2015 году Ракова, отвечающая в Москве за вопросы социального развития, то есть за образование, здравоохранение, соцзащиту, занятость и т. д., стала одной из героинь совместного расследования ФБК и «Медузы» о драгоценностях чиновниц. В то время, как напоминает Навальный, она приходила на заседания правительства Москвы и другие мероприятия в колье и серьгах из коллекции Alhambra Van Cleef & Arpels общей ценой почти в 1,6 млн рублей, ещё в двух подвесках того же бренда — бриллиантовой бабочке за 700 000 рублей и «клевере» Magic Alhambra (сейчас он стоит 300 000 рублей), или с бриллиантовыми подвесками и серьгами Graff из коллекции Diamond on diamond за 8 млн рублей.

Сергунина, возглавляющая аппарат мэра и правительства Москвы, до 2015 года была замечена на заседаниях правительства сразу в двух колье и с кольцом Alhambra Van Cleef & Arpels — на тот момент этот комплект «тянул» на 2,38 млн рублей. 

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко — поклонница украшений с крупным жемчугом и драгоценными камнями. Но самыми дорогими её аксессуарами в 2015 году были часы. В расследование «Медузы» и ФБК она попала с Breguet Classique Moonphase Power Reserve за 8,4 млн рублей. 

В 2018—2020 годах сенатор отказалась не от всех любимых украшений (на ней по-прежнему можно увидеть серьги Mikimoto, которые ФБК оценило в 2,8 млн рублей), но зато теперь она сочетает их на публичных мероприятиях с удивительно недорогими моделями часов. Например, «Открытые медиа» заметили у неё пять часов Fluo итальянского бренда ToyWatch в разных цветах. В России эта модель стоила 11 500 рублей, на сайте бренда сейчас её можно купить на распродаже за $50.

В феврале спикер Совета Федерации на заседании парламента попала в кадр с часами, похожими на модель Classic Automatic швейцарской марки Michel Herbelin. В России она стоит менее 60 000 рублей. Стоимость самой дорогой модели бренда сейчас не превышает 150 000 рублей.

Новые лидеры 

Сейчас дорогими украшениями удивляют менее заметные чиновницы. Так, в июле настоящий фурор произвела министр образования Московской области Ирина Каклюгина, появившаяся на пресс-конференции в ТАСС, посвященной открытию детских садов, в серьгах Van Cleef & Arpels Two Butterflies из жёлтого и белого золота с бриллиантом и цаворитом за 1,65 млн рублей, браслете Van Cleef & Arpels Vintage Alhambra, 5 из белого золота с халцедоном за 334 000 рублей, браслете Cartier Love из жёлтого золота за 510 000 рублей и часами Rolex DateJust из стали и белого золота за 664 000 рублей.

Но на первое место в списке новых лидеров по дорогим украшениям среди чиновников опрошенные «Открытыми медиа» эксперты ставят заместителя министра сельского хозяйства Оксану Лут. Заместительница Дмитрия Патрушева буквально на все мероприятия ведомства и на пресс-конференции приходит в заметных, ярких украшениях, которые явно не относятся к бижутерии, объясняют они. 

Например, на IV Аграрном форуме в октябре 2019 года чиновница выступала со швейцарскими A. Lange & Söhne на правой руке, обратили внимание «Открытые медиа». Это модель 2017 года, которая носит название Little Lange 1 Moon Phase. Циферблат часов выполнен из белого жемчуга, обрамлён в белое золото 18 карат, а корпус украшен 56 бриллиантами круглой огранки. Аналогичные часы, только в жёлтом золоте, на официальном сайте стоят 51,700 евро, что по актуальному курсу Центробанка России составляет чуть больше 4,2 млн рублей.

Ожерелье из чёрного жемчуга, украшавшее шею Оксаны Лут на этом мероприятии, очень похоже на работу премиального бренда Mikimoto. Цены на похожие колье из культивированного разноцветного жемчуга начинаются от 1,5 млн рублей. Лут явно любит жемчуг: за последний год она демонстрировала несколько комплектов жемчужных серёг.

В феврале 2020 года в Уфе на Всероссийском семинаре Минсельхоза по комплексному развитию сельских территорий Оксана Лут встречалась с фермерами в неброских, но приметных серьгах Cosmos Van Cleef & Arpels, которые сейчас продаются в бутике бренда за 1,09 млн рублей.

Правда, большинство ювелирных изделий заместительницы Патрушева трудно идентифицировать, хотя некоторые из них и похожи на работу известных брендов. Например, Telegram-канал «Банкса» в феврале этого года написал, что Лут посетила съезд крестьянских и фермерских хозяйств в колье Louis Vuitton Cotyap Diamond Blossom из белого золота, оникса и бриллиантов, которое сейчас стоит 3,3 млн рублей. 

После консультаций «Открытых медиа» с экспертами выяснилось, что это ошибка: колье Лут с жемчугом и бриллиантами выглядит дорогим и похожим на работу Louis Vuitton, но всё же является произведением неизвестного мастера. «Сейчас у высокопоставленных дам в моде новый тренд — заказывать украшения у своего ювелира или „открывать“ малоизвестные бренды. Это удобно, меньше вероятность, что окружающие смогут точно оценить, сколько миллионов сейчас у тебя на шее».

Оксана Лут — не самая публичная фигура в правительстве и Минсельхозе. В её биографии на сайте министерства говорится, что она родилась в 1979 году в Москве, получила образование по специальности «финансы и кредит» и с начала нулевых работала в банковской сфере. 

До 2003 года Лут трудилась в Альфа-банке, потом перешла в ВТБ. Почти год она работала начальником департамента инвестиционных программ в «Ростехнологиях», а с 2010 года перешла в Россельхозбанк, который тогда же возглавил Дмитрий Патрушев — сын секретаря Совбеза и бывшего главы ФСБ Николая Патрушева. Здесь Лут дослужилась до поста заместителя председателя правления банка, а в 2018 году вслед за Дмитрием Патрушевым, назначенным министром сельского хозяйства, она перешла на работу в то же министерство и вновь стала его заместителем.

Оксана Лут в последней опубликованной декларации заявила о годовом доходе за 2018 год в 56,7 млн рублей. В её собственности пять земельных участков общей площадью 8787 кв. м, две квартиры площадью 140 и 83 кв. м, жилой дом площадью 760 кв. м, два машиноместа и ещё одна квартира площадью 56 кв. м в пользовании. 

Ее муж, юрист Андрей Лебедев, заработал за 2018 год почти 30 млн рублей. У него есть четыре машины: Honda Civik, две Honda Pilot и Audi A8. Кроме того, два машиноместа и три квартиры: 128,3, 127,1 и 80,5 кв. м. Ещё в одной квартире площадью 64 кв. м он имеет долю — 1/3. 

«Открытые медиа» отправили в Минсельхоз запрос о том, существуют ли в ведомстве правила или рекомендации о допустимости дорогих украшений и аксессуаров на публичных мероприятиях, и не нарушает ли их Оксана Лут. Ответа на запрос к моменту публикации редакция не получила. 

В чём проблема с украшениями чиновниц

Казалось бы, что плохого в том, что чиновница, перешедшая на госслужбу из бизнеса или с хорошей должности в корпорации, покупает на свои немалые доходы украшение за несколько миллионов рублей? Дело в том, что во многих странах существуют официальные или неофициальные правила, запрещающие демонстрировать на публичных мероприятиях дорогие украшения, даже если они были приобретены до избрания или назначения. Так, в США супругу президента США Меланию Трамп сильно критиковали за то, что она на первом официальном портрете позировала с бриллиантовым кольцом в 25 карат, подаренном ей мужем за три года до этого. 

В России же партия власти проблем в дорогих нарядах чиновниц не видит. Появляющаяся на публике в нарядах стоимостью сотни тысяч или даже миллионы рублей вице-мэр Москвы Анастасия Ракова никоим образом не нарушает этические нормы «Единой России», ведь она не рассказывает окружающим, сколько стоит её гардероб, объяснял «Открытым медиа» ответственный секретарь партийной комиссии по этике Евгений Ревенко. И вообще, информация Алексея Навального о дорогостоящих нарядах Раковой недостоверная, потому что Навальный и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией — не эксперты в области элитных украшений и премиальной одежды, делает вывод Ревенко. 


Автор: Егор Балабанов

Егор Балабанов - очень занятой человек. Помимо деятельности на STC он работает в региональном РТР. Мы не так часто видим его статьи на сайте, но от этого его ценность как проницательного и информированного сотрудника не уменьшается. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *