Немецкие высотные разведчики были недосягаемы для ПВО Великобритании и СССР

В интернете есть сайт, который называют «ГУГЛ 1941 года». На этом сайте представлены очень подробные снимки советских городов, сделанные самолетами Люфтваффе перед началом Великой Отечественной войны. Доступны снимки 55-ти городов. Сайт очень интересный. Он позволяет оценить, насколько изменились города, в которых мы живем. Тем более, что там есть функция наложения плана современных улиц на фотографии 1941 года.

При просмотре этого сайта возникает вопрос – а как немецкие самолеты днем безнаказанно сделали такое количество снимков? Почему они не были сбиты, или хотя бы обстреляны? В этой статье мы расскажем об этом.

Предыстория

Немецкий бомбардировщик Ju-86 устарел еще до принятия на вооружение. Он воевал в Испании, его покупали некоторые страны, но в Люфтваффе от него были не восторге. Бомбардировщикb Ju-86A,B,C,D,E,G стояли на вооружении только одного соединения, и то не очень долго. Несколько более массово применялся десятиместный пассажирский вариант Ju-86Z. Настоящую же славу этому самолету принесли его модификации высотного разведчика Ju-86P и R.

История появления этих самолетов начинается в 30-х годах ХХ века с соревнования советских и германских конструкторов по созданию высотных самолетов для полета в стратосфере. В Советском Союзе над этой тематикой работало Бюро особых конструкций – БОК — под руководством конструктора Владимира Анатольевича Чижевского. БОК занимался полетами в стратосфере на всех доступных тогда типах летательных аппаратов. В Бюро были созданы гондолы первых советских стратостатов «Осоавиахим-1» и «СССР-1» и опытные самолеты БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-11 и БОК-15. Несмотря на то, что некоторые из этих самолетов успешно прошли испытания, в серию они не пошли. Это объяснимо. Стране нужны были боевые машины, причём в массовых количествах. Опытные самолеты, с не совсем понятными руководству авиации РККА функциями, в серию не шли. Была программа высотного беспосадочного перелета, но перед войной она дальше уровня идеи не пошла. БОК слили с ОКБ П.О.Сухого.

Немцы поступили умнее. Хуго Юнкерс не показал свои наработки советским делегациям, посещавшим немецкие оборонные заводы после заключения пакта Молотова – Риббентропа. Не увидев аналогичные разработки, руководство Наркомата авиационной промышленности приняло решение о сворачивании работ над БОК-11, успешно прошедшим испытания. Так же приостановили работы над перспективным высотным истребителем «100» с гермокабиной для летчика.

Читайте:  «Я не такого уровня человек»: Кадыров не планирует занимать пост федерального чиновника

Основным «ноу-хау» Юнкерса явилось применение на высотном самолете…дизельных двигателей. Двигатель Jumo-207 имел два центробежных нагнетателя, Первый нагнетатель был с приводом от выхлопа, второй — с механическим приводом и с промежуточным охладителем. Параллельно с работой над двигателями, на «Юнкерсе» работали и над созданием гермокабины для будущего разведчика. За основу будущего самолета была взята одна из модификаций Ju-86. Так появился Ju-86Р. В носовой части самолета была размещена гермокабина на двух человек. Было разработано специальное остекление кабины. Давление в кабине поддерживалось соответствующее высоте в 3 километра. Воздух для поддержания необходимого давления отбирался от одного из двигателей самолета. Первый прототип самолета взлетел в феврале 1940 года. Результаты испытаний вдохновили военных, и они заказали серию в 40 самолетов. Так как уже шла Вторая мировая, в Люфтваффе сработал стереотип мышления, и военные захотели сверхвысотный бомбардировщик, несущий 4 бомбы по 250 кг. Высота полета первоначально обозначалась в 12 километров. Жизнь всё расставила по своим местам. Даже с прекрасной немецкой оптикой в прицелах, бомбометание с высоты в 10-12 километров имело эффективность, близкую к нулю. Поэтому все заказанные самолеты были выпущены в варианте разведчика. На самолете были размещены три автоматические фотокамеры. Оборонительное вооружение – пулеметы – были демонтированы, так как ни один истребитель того времени подняться на такую высоту не мог. Теоретически, Ju-86Р могла сбить крупнокалиберная зенитная артиллерия, но она должна была его ещё обнаружить на такой большой высоте.

Война. Великобритания

Летом 1940 года начались разведывательные полеты Ju-86Р над Великобританией. В первом полете разведчик достиг высоты 12 500 метров. Английское ПВО его не обнаружила. Приоритетной целью для Ju-86Р стала база ВМФ Великобритании Скапа-Флоу. С этого момента Германия держала под постоянным контролем эту важнейшую военно-морскую базу. Для английской ПВО Ju-86Р стали настоящей головной болью. Их засекали с помощью радиолокационных станций, но сделать с ними ничего не могли. Немцы всё-таки построили несколько Ju-86Р в варианте высотного бомбардировщика. Их посылали бомбить города Великобритании. Конечно, ни о какой точности бомбометания речь не шла, просто сбрасывали четыре авиабомбы на город. Эффект был исключительно пропагандистским. Особенно досаждал англичан тот факт, что скорость Ju-86Р была небольшой для начала Второй мировой войны – всего 345 км/ч. Но сделать с этим тихоходом ПВО королевства ничего не могла. В Великобритании начали спешно модернизировать свой «Спитфайр». 6-ой серии с гермокабиной. В августе 1942 года англичане объявили, что они якобы сбили Ju-86Р на высоте 12 800 метров. Достоверность такого заявления вызывает вопросы, это скорее похоже на военную пропаганду. Скорее правдивой выглядит информация о том, что «Спитфаеры» 6-й серии лишь пытались обстреливать Ju-86Р, но сбить немецкий разведчик у них не получалось.

Читайте:  Почтальон украл 2,16 млн рублей у пенсионеров Пензенской области

Потолок «шестёрок» не превышал 12 километров, и то при идеальных условиях полета, что явно не достаточно для успешной атаки Ju-86Р. Можно констатировать, что воздушную войну на больших высотах Великобритания проиграла. Но разведывательные полеты не ограничивались небом Великобритании. После захвата Польши, Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции, Ju-86Р стали совершать полеты от Ставангера до Триполи.

Война. Советский Союз

Принято считать, что фашистская Германия очень тщательно готовилась к войне с СССР. Это так. Но в процессе разработки плана «Барбаросса» вдруг выяснилось, что штаб Вермахта имеет очень мало информации о советской промышленной и транспортной инфраструктуре. Местоположение оборонных заводов, железнодорожные ветки к ним – особенно в глубинке – было для Вермахта «белым пятном». Сухопутные войска пользовались, в основном, топографическими картами, перепечатанными с карт царского времени. А ведь за период индустриализации в стране изменилось многое. Шпиономания и секретность, царившая в Советском Союзе в тридцатые годы, неожиданно принесла свои положительные плоды. Требовалась срочная корректировка карт. Забегая вперед, скажем, что на начальном этапе войне нередко бывало, что немцы, захватив какой-либо город, доносили в вышестоящие штабы о наличие в этом городе эвакуированных оборонных заводов, о которых немцы ничего не знали.

«Юнкерс» выпустил еще одну модификацию высотного самолета – Ju-86R. Его потолок был уже 14 километров. Запаса топлива хватало на 7 часов полета. Люфтваффе стало в срочном порядке заполнять пробел в знаниях об инфраструктуре СССР. Результаты этой работы и представлены на сайте, о котором мы рассказывали в начале статьи. Радиолокационные станции в СССР только появлялись. Смотри статью «Неизвестное оружие Советского Союза. Часть 2». Самолеты взлетали практически ежедневно с аэродромов в Кракове, Зараппене и Пловдиве. Они летели до Москвы и далее до Волги, фотографируя практически всю европейскую часть СССР от Белого моря до Каспийского. Высотных истребителей, которые могли бы противодействовать разведывательным полетам, то же не было. Советская военная разведка добыла информацию о Ju-86R, она была передана в Наркомат авиационной промышленности. Были сформулированы технические задания на разработку высотного истребителя ПВО. Но с разработкой турбокомпрессора для высотных полетов не заладилось. Постам ПВО только оставалось фиксировать случаи полетов Ju-86R, и то, только тогда, когда удавалось его засечь. Полеты Ju-86R над Москвой и Ленинградом стали нормой. В одном из донесений 1943 года сказано: «…в районе Москвы противник находился 1 час 30 минут… и трижды прошел над центром города…Имеющиеся в Особой Московской армии ПВО истребители не могли набрать необходимой для боя высоты. Вооружение истребителей оказалось неподготовленным для ведения огня на больших высотах при низкой температуре».

Читайте:  В Воронеже начальник управления ПФР начисляла своему отцу пенсию в 145 тыс. рублей

Полеты Ju-86R над Москвой продолжались до июня 1944 года. ПВО Москвы не удалось сбить ни одного разведчика.

Закат карьеры

Первый случай уничтожения Ju-86R документально зафиксирован в середине 1943 года. 2 июля 1943 года два «Спитфайра» Mk.IX и несколько «Спитфайров» Mk.VC на высоте 13 400 м перехватили, атаковали и сбили Ju-86R N.860292«4U+IK». Самолет загорелся, резко пошел вниз и на высоте 9 400 метров развалился на части. Экипаж разведчика погиб. После 1944 года Люфтваффе перестало использовать Ju-86R для проведения разведывательных полетов. С одной стороны, англичане создали высотные «Спитфайеры», с другой, в Германии свернули производство Ju-86R. Действующие самолеты израсходовали свой ресурс, а новых самолетов не выпускали.

Заключение

Ju-86Р,R сделали невозможное. С их помощью были засняты десятки тысяч квадратных километров театра военных действий. В результате было выпущено огромное количество карт. До 1943 года это был уникальный, неуязвимый самолет, не доступный средствам ПВО своего времени.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *