Европе нужен собственный банк развития

Европе нужен надежный и динамичный банк развития, который сможет сотрудничать с китайскими институтами, участвующими в инициативе «Один пояс, один путь», и с новыми укрепленными агентствами развития. С этой целью ЕС недавно отобрал экспертов для проработки архитектуры финансирования развития блока. Группа разработала три варианта, но может быть и четвертая альтернатива, которая сочетает в себе лучшие черты существующих институтов.

ЕС нуждается в банке развития, чтобы повысить эффективность реагирования на глобальные и региональные вызовы — прежде всего в Африке. С геополитической точки зрения Европе необходимо срочно укрепить экономический суверенитет, не отказываясь от амбиций по созданию многосторонних коалиций. Финансирование развития является критически важным в этом отношении, и оно окажет гораздо большее влияние, если усилия ЕС будут лучше скоординированы.

Два существующих европейских института — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) — имеют свои сильные стороны. ЕБРР является банком развития с широким спектром деятельности, ведущим тесный диалог с национальными правительствами и активным присутствием на местах. Между тем ЕИБ в основном ориентирован на ЕС: он принимает политические решения, и большинство его сотрудников находятся в Люксембурге. Но оба банка слабы там, где потребности в них наиболее велики: в нестабильных государствах, особенно в странах Африки к югу от Сахары.

Короче говоря, европейская система финансирования развития нуждается в капитальном ремонте. Сохранение статус-кво, даже если оно будет усилено краткосрочными мерами, не поможет Европе укрепить свой авторитет и потенциал в качестве глобального игрока в долгосрочной перспективе.

Одним из вариантов было бы создание нового банка с нуля с участием ЕБРР, ЕИБ и Европейской комиссии в качестве акционеров. Но для этого потребуются огромные вложения, а также привлечение специализированного персонала, и время, если Европа хочет достичь целей ООН в области устойчивого развития к 2030 году. По этим причинам министры финансов ЕС уже отвергли этот сценарий.

Две оставшиеся возможности заключаются в том, чтобы создать новый банк либо от ЕБРР, либо от ЕИБ. К сожалению, после брекзита ЕС будет контролировать лишь чуть более 50% голосов в ЕБРР, тогда как многие важные решения требуют простого большинства. И если бы Европа предоставила больше капитала, нет никаких гарантий, что акционеры, не входящие в ЕС, согласятся сократить свои голосующие акции.

Вариант ЕИБ предполагает выделение активов банка, не входящих в ЕС (около 10% от общей суммы) в новую дочернюю компанию, полностью контролируемую европейскими организациями. Это могут быть Комиссия и национальные институты развития, такие как KfW Германии или Agence Française de Développement. Главная и, возможно, невыполнимая задача заключается в том, чтобы превратить ЕИБ или его дочернюю компанию в институт развития, несмотря на отсутствие базовых функций, таких как инклюзивная база акционеров или глубокое местное присутствие.

К счастью, существует четвертый вариант, который объединяет различные части системы интересным и, возможно, более политически приемлемым образом, в том числе путем более широкого вовлечения национальных институтов.

Многие из этих национальных организаций охватывают важные области, такие как здравоохранение и образование, и действуют в тех частях мира, где ЕБРР и ЕИБ практически не представлены. Они могут быть интегрированы в открытую европейскую систему финансирования развития, в рамках которой национальные, региональные и глобальные институты соревнуются за реализацию проектов помощи ЕС в рамках последовательной европейской политики развития.

Этот вариант также предполагает разделение деятельности ЕБРР и ЕИБ. Два банка уже сталкиваются друг с другом во многих странах и секторах, и их текущие планы по расширению увеличат число точек пересечения. ЕИБ может сосредоточиться исключительно на странах ЕС, а его активы в другом месте будут переданы ЕБРР. И наоборот, ЕБРР мог бы передать свои активы в ЕС и сосредоточиться на соседях и странах Африки к югу от Сахары. Такой обмен не будет легким, но он был подготовлен в 2013 году.

Третьим и центральным компонентом этого предложения будет преобразование ЕБРР в Европейский банк устойчивого развития, работающий вместе с такими учреждениями как Всемирный банк и Африканский банк развития.

Чтобы увеличить свои кредитные возможности, ЕБРР потребуется дополнительный капитал. Поскольку только акционеры ЕС могут внести такой вклад, их голосующие доли в банке должны увеличиться. Но акционеры, не входящие в ЕС, включая США, Великобританию и, что важно, страны-получатели, все равно будут представлены, что позволит сохранить многосторонний подход. Тем временем ЕИБ сосредоточится на том, чтобы стать европейским климатическим банком, и послужит опорой для укрепления национальных институтов финансирования развития.

Вместо того чтобы позволить ЕБРР провалиться и потерпеть крах, ЕС и его международные партнеры должны поставить банк в центр европейского финансирования развития. В период растущей неопределенности, растущих международных угроз и фундаментальных вызовов многосторонности Европе и миру как никогда нужны устойчивые институты.


Автор: Владимир Ковригин

Владимир Ковригин - администратор и вебмастер сайта STC. Если у нас что-то не работает, то виноват он. Но объективно, для всей редакции STC загадка: как он может сочетать знания в с технических и общественных областях? Именно это делает его произведения уникальными и узнаваемыми. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *