К взяткам в Airbus могут быть причастны гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и глава Минпромторга Денис Мантуров

После четырёхлетного расследования концерн Airbus признался, что платил взятки чиновникам в двух десятках стран, в том числе в России. В связи с этим Airbus согласился выплатить правительствам США, Франции и Великобритании рекордный штраф. Удивительно, что в нашей стране всю эту историю не замечают, хотя она грозит потенциальным скандалом не только крупнейшей авиакомпании, но и государственным органам.

Расследование против Airbus стартовало в 2016 году. Его ведут Национальная финансовая прокуратура Франции (PNF), Британское бюро по борьбе с крупным мошенничеством (SFO) и министерство юстиции США. Инициаторы расследования установили, что Airbus использовал отдел с годовым бюджетом 300 млн долларов, чтобы влиять на государственных чиновников и топ-менеджеров авиакомпаний, которые принимают решения о покупке самолётов в различных странах. По разным оценкам, коррупционная схема действовала в течение то ли четырёх, то ли 13 лет. Помимо упомянутых выше стран представители Airbus платили взятки должностным лицам в Китае, Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Вьетнаме, Турции, Мексике, Бразилии, Таиланде, Кувейте, Колумбии, Индонезии, Малайзии, Японии, Гане, а также на Тайване и в Шри-Ланке.

На фоне всего этого печальным анекдотом выглядит новость о том, что в России правительственная комиссия по импортозамещению (!) разрешила крупнейшей авиакомпании страны закупить иностранных конкурентов отечественного самолёта МС-21. Как заявил в апреле прошлого года глава Минпромторга Денис Мантуров, «Аэрофлоту» согласовали покупку 100 самолётов Airbus и Boeing. Компания планирует приобрести у этих производителей 74 среднемагистральных лайнера.

А ведь предполагалось, что как раз «Аэрофлот» станет главным заказчиком МС-21. Однако впоследствии серийное производство этого лайнера пришлось перенести на 2021 год, а перевозчику новые самолёты нужны уже сейчас. По сути, Запад ввёл санкции и заставил покупать свои самолёты, а правительство Дмитрия Медведева (именно он возглавлял комиссию по импортозамещению) и крупнейшая авиакомпания страны лишь зафиксировали статус-кво.

В начале октября прошлого года в центральном офисе «Аэрофлота» на Новом Арбате прошли обыски. Причина — уголовное дело против одного из заместителей Савельева — Владимира Александрова. Топ-менеджеру предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой в особо крупном размере). По данным следствия, вместе с рядом других работников авиакомпании Александров заключил с частной фирмой договор на оказание юридических услуг на 250 млн рублей. Правоохранительные органы считают, что по факту эту работу выполняли штатные юристы «Аэрофлота», а четверть миллиарда рублей просто были выведены из компании по фиктивным основаниям.

Читайте:  В отношении чиновника из Бурятии, принявшего некачественно сделанную автодорогу, возбудили уголовное дело

По разным оценкам, до 80% самолётов, которые принадлежат российским перевозчикам, зарегистрировано не в отечественном реестре, а на Бермудских островах. «Аэрофлот» не исключение. Авиакомпании объясняют это тем, что через заморскую территорию Великобритании проще проводить лизинговые операции и обслуживание иностранных самолётов. В декабре министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть соответствующий договор с Бермудами. Глава МИДа предположил, что все самолёты российских авиакомпаний должны проходить сертификацию на территории РФ. В мае 2019 года прокуратура и ФСБ выяснили, что около 400 самолётов (более половины всего пассажирского авиапарка) не проходили через дополнительные «необходимые исследования и сертификационные работы» в России, что может создавать угрозу для безопасности пассажиров.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *