Куда уплыла «стая дельфинов» Жеваго

Нардеп и основатель группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго официально отказался от борьбы за энергопоставляющую компанию «Одессаоблэнерго».  Сейчас ему не до этого – его группа трещит по швам, и он вынужден спасать от перехода под контроль властей оставшиеся у него активы, попутно одалживая у кредиторов со всего мира деньги, чтобы поддержать позиции своего горнорудного холдинга Ferrexpo.

«Строить группу по примеру СКМ – это не наш путь. Управляющая компания — дополнительный центр затрат, а не прибыли» — так отвечал Жеваго в интервью Forbes Ukraine в 2012 году. А один из его подчиненных тогда же добавил, что «стаю дельфинов атаковать сложнее, чем одного кита», преподнося разобщенную корпоративную структуру группы «Финансы и кредит» как ее преимущество. Спустя несколько лет оказалось, что детище Жеваго еще как уязвимо – в сентябре 2015 года правление НБУ приняло постановление № 612 «Об отнесении Банка «Финансы и Кредит» к категории неплатежеспособных».

На фото — Константин Жеваго

Фактическое банкротство центрального дельфина стаи, вокруг которого, по лекалам отечественного олигарховедения, выстраивалась бизнес-группа Жеваго, ознаменовало начало падения его империи. И хотя сам Жеваго считает, что его банк НБУ «потопил» напрасно, а свою роль в выводе миллиардов из него отрицает, сваливая всю вину на экс-менедмент, в этой истории его роль выглядит вполне очевидной, поскольку предприятия, участвовавшие в схемах вывода денег из его же банка, всегда было принято включать в его орбиту.

По данным НБУ, совокупный объем инсайдерских кредитов в портфеле банка «Финансы и кредит» составлял 76% — около 22 млрд грн. С начала 2017 года НБУ и ГПУ добились ареста почти всех активов, которые выступали залогом. Более того, еще в прошлом году НБУ подал иск лично к Жеваго в Шевченковский районный суд Киева с требованием взыскать с него  1,539 млрд гривен (персональное поручительство) и наложить арест на все его движимое и недвижимое имущество. В дополнение ко всем бедам Жеваго судиться с ним массово начали рядовые вкладчики банка «Финансы и Кредит», не сумевшие вернуть свои деньги. Против нардепа, который числится членом комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия, ополчилась даже Бориспольская городская организация ветеранов Украины, подавшая в мае этого года иск к нему в уже упомянутый Шевченковский суд Киева.

oligarh.media

Сейчас активы «фиников» находятся в подвешенном состоянии, хотя юристы Жеваго предпринимают перманентные попытки снять арест с некоторых из них, и иногда это им даже удается. Например, его юристы смогли признать в судах прекращенными поручительства ряда компаний из группы «Росава» (крупнейший в стране производитель шин для легковых авто), предпринимаются также попытки вывести из под залога активы Белоцерковской теплоцентрали.

Но на каждую мини-победу приходится одно небольшое новое поражение. Так, в рамках одного из уголовных производств прокуратура в августе добилась права на арест нового объекта —  здания в Киеве по улице Золотоворотская, 6 площадью 743,6 кв.м., принадлежащего компании «F&C Realty». Официально, как и большинство членов «стаи», эта структура не принадлежит Жеваго – ее бенефициаром по бумагам числится некий Оскар Сабидо из Белиза. Но и в ГПУ, и в НБУ прекрасно понимают, кто де-факто стоит за ней. Кроме того, неделю назад ГПУ получило санкцию суда на получение подробной информации о кредитных договорах банка «Финансы и кредит» с такими заводами из орбиты Жеваго, как «Росава» и «АвтоКрАЗ». За активы последнего уже несколько лет в судах борется Ощадбанк, который недавно даже инициировал банкротство этого крупнейшего в стране производителя большегрузных автомобилей.

На фото — Александр Бабаков

Этот ворох проблем не оставляет Жеваго времени и сил на борьбу на других направлениях с более сильными соперниками — например, группой VS Energy россиян Михаила Воеводина, Евгения Гинера и Александра Бабакова за акции “Одессаоблэнерго”. Юристы «Финансы и кредит» нередко практиковали перезапуск судебных процессов, используя для этого вновь открывшиеся обстоятельства, чтобы в очередной раз предъявить свои права на контроль над этим активом, находящимся под управлением россиян, и попутно не скрывали интерес к выкупу оставшихся в собственности государства 25% акций одесской компании. При удачном стечении обстоятельств, киевский бизнесмен мог консолидировать 60% акций одесской энергокомпании. Но сейчас Жеваго окончательно отказался от той идеи, и запланированный на 22 августа повторный аукцион по продаже Фондом государственного имущества (ФГИ) 25% акций ПАО «Одессаоблэнерго» просто не состоялся из-за отсутствия заявок.

Под угрозой не только новые и почти забытые проекты олигарха, но и самый доходный его актив — горнорудная компания Ferrexpo, владеющая одним из крупнейших в Украине добытчиков железной руды – Полтавским ГОКом. Как известно, после введения временной администрации в банке «Финансы и кредит» фактически сгорел депозит Ferrexpo в этом финучреждении на сумму около 175 млн долларов (равносильно годовому объему прибыли горнорудной компании). В июле Ferrexpo был вынужден привлечь четырехлетний предэкспортный синдицированный кредит в размере до $350 млн — впервые с 2011 года. Главный же риск заключается в том, что на контрольный пакет акций Ferrexpo, которым Жеваго владеет через траст The Minco Trust, по-прежнему претендует Национальный банк Украины, и слушания в рамках этого дела состоятся уже в сентябре этого года.

oligarh.media


Автор: Ирина Ермольева

Ирина Ермольева - самый молодой сотрудник STC TV, однако в нашу профессию она попала не случайно. И пусть она только еще заканчивает свой первый ВУЗ, мы видим, что ее ждет яркое будущее и профессиональный успех. Ссылки на другие его материалы вы можете найти на этой странице.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *