Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры

STCTV.ru решил исследовать города, которые внедряют новые технологии в развитие собственной жизни. Например, один из крупнейших городов Швеции Мальме, где всю портовую промышленность заменили на биотопливо, велосипеды и зеленые крыши.

Конец индустриализации

В 90-е основной город шведского юга усиленно деградировал. Он наполовину состоял из портовых районов и был полностью зависим от кораблестроения, а власти Швеции запланировали обрезать деятельность в этой сфере из-за низких перспектив в конкуренции с Азией и другими регионами. Усеянный складами, песчаными насыпями и промзонами Мальме оказался никому не нужен. За пять лет там потеряли работу почти 27 000 человек − уровень безработицы стал самым высоким в стране.

Самый характерный эпизод того времени − продажа огромного (138 метров) судового крана Kockumskranen на верфи в Южную Корею. Сами корейцы прозвали его «слезы Мальме», потому что якобы видели, как некоторые горожане рыдали, наблюдая за демонтажем своего символа. Примерно в тот момент власть и жители Мальме поняли, что необходимо искать другую специфику и главное − другой способ мышления.

Мы оказались в глубочайшем кризисе, какой только можно себе представить, − объясняет бывший вице-мэр Иллнар Рипару. − Перед нами встал вопрос, какой путь избрать, сейчас, когда стремление к промышленности больше не работает для нас. Вместо этого мы стали содействовать Мальме в качестве центра знаний и эко-города. Радикальные меры были необходимы.

Кроме ментальной революции на развитие Мальме повлияли два события. Строительство Эресуннского моста − самой длинной в Европе железнодорожно-автомобильной дороги, соединивший город со столицей Дании − и открытие Университета Мальме. В умирающий промышленный убран потянулись молодые интеллектуалы и прогрессивные специалисты, с которыми местные власти сразу запустили активное сотрудничество.

Bo01

Новая философия Мальме применяется везде, но лучше всего видна в районе Bo01. Это Западная гавань, которую полностью перестроили, расчистив лабиринты верфей. Проектированием и строительством занимались частные компании, которые координировали работу с муниципалитетом и друг другом, чтобы район выглядел как единый проект. 600 домов, магазинов и офисных зданий оснащены солнечными батареями и подключены к системе циркулирования воды, где один и тот же объем сначала используется обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. Кроме того все вокруг оснащено ветряными турбинами, а сами здания возводят из экосырья с функцией сохранения тепла.

Лучшее доказательство того, что Bo01 не идеализированная фантазия, а повседневная реальность − там тоже есть свои проблемы. Например, его население − преимущественно белые европейцы. Для Мальме, где 40% жителей родились за пределами страны, это показательная картина. Считается также, что в Западной гавани дорогое жилье и в целом высокий класс проживающих, что затемняет идею о массовости и доступности. Но во-первых, эти трудности в любом случае лучше, чем то, что происходит в тысячах других городов по всему миру. А во-вторых, они не мешают Мальме развивать свою экологическую концепцию.

Переработка отходов

Один из ключевых пунктов реорганизации жизни Мальме − вторсырье. В городе, как и по всей стране, давно запущен тренд на разделение отходов. Причем не на три вида, что уже используют во многих странах, а на несколько десятков. Все для того, чтобы мусор было удобнее перерабатывать. В каждой кухне Мальме для этого установлены специальные измельчители. Полученный материал затем идет на биотопливо для машин и городского транспорта. Пищевые отходы также трансформирует в биогаз, который в быту заменяет традиционный природный. Власти Мальме пускают в работу даже пепел.

Мы используем его, чтобы сделать графий для парковочных мест, дорог и барьеров, − объяснил менеджер компании по переработке отходов Гунилла Карлсон.

Озеленение

Мальме планирует захватить мировое лидерство по озеленению и, согласно некоторым оценкам, уже входит в топ-4 самых зеленых городов планеты. Муниципалитет прописывает отдельные программы по защите окружающей среды, регулярно увеличивает количество парков. Особая гордость Мальме − зеленые крыши, на которых разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды. Так, в районе Аугустенборг есть Ботанический сад с крышей, чьи 9,500 м² кровли отданы под зеленые насаждения.

Кстати, в Аугунстенборге раньше постоянно возникали проблемы с влажностью и задержкой дождевой воды. Чтобы все это убрать, район снабдили сетью каналов по сбору и выводу лишней воды и заменили материал фасада у большинства зданий. А новый дизайн окрестностей жители затем придумывали фактически самостоятельно.

Транспорт

Еще в 2013 году по улицам Мальме ездило больше сотни автобусов на биотопливе. Сейчас эта цифра выше, но менее значима. Потому что город захватывают велосипеды.

В Мальме более 400 км велодорожек и несколько тысяч парковочных мест под велосипеды. Крутят педали там чаще, чем в любом другом городе Швеции. И даже чаще, чем в Копенгагене, который считают центром велосипедного движения Скандинавии. Для 40% всех поездок на работу в Мальме используется велосипед. Для горожан часто это не только полезно и правильно, но и просто удобно. Потому что около трех десятков перекрестков там оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Многие поезда и паромы оборудованы отсеками для перевозки байков внутри салона. Правда, за все эти удобства нужно отвечать: шведские постовые службы часто проверяют исправность тормозов и наличие фонариков или звонков. И выписывают штрафы, если что-то не так.

Перспективы

«Мы поставили перед собой цель: Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году», − так начинается муниципальная программа по внедрению новой философии жизни. К 2030-му город хочет добиться полной энергетической независимости, увеличив процент использования альтернативной энергии до 100%.

Мальме ни от кого не прячет своих инноваций. Наоборот − представители города активно рассказывают про нюансы работы и идут на тесный контакт. Дело тут не столько в альтруизме, сколько в формировании нового имиджа. Если когда-то Мальме знали как серый порт на юге Швеции, то теперь это центр IT-технологий, инноваций, экологии, туризма и нового типа урбанизации, при которой город не душит природу, а прямо зависит от ее развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *